этико-философский журнал Грани эпохи

<<<

>>>

Светлов А.В.

Лекции о бессмертии

Лекция 7

Реинкарнация. Аргументы и факты.

Часть I. Воспоминания о прошлых жизнях.

Что такое реинкарнация? Это воплощение индивидуальности человека, его души, в цепи последовательных жизней в разное время и в разных местах Земли. «...Всякая эволюция состоит из развивающейся жизни, переходящей из одной формы в другую и накапливающей в себе опыты, добытые при посредстве этих форм: перевоплощение человеческой души не есть появление какого-то нового принципа эволюции, но есть лишь приспособление всемирного принципа к условиям, необходимым для достижения индивидуализации непрерывно развивающейся жизни». [12, стр.122].

Вероятно, многие слышали что-либо о перевоплощении, но кто из Вас всерьез относился ко всему этому? Приходилось встречать людей, которые с усмешкой заявляли, что серьезно в реинкарнацию могут верить лишь малообразованные люди. На это утверждение можно лишь привести следующие слова Альберта Эйнштейна, который был убежденным сторонником идеи перевоплощения: Против идеи вечного возвращения наука не может привести абсолютно достоверных аргументов [33]. Поэтому сегодня мы постараемся подойти к вопросу без иронии. Мы предложим Вашему вниманию лишь аргументы и факты, обращающиеся исключительно к логике и здравому смыслу.

«Профессор Л. Хорн дает интересные толкования идеи предсуществования с точки зрения научной мысли Запада. Он говорит: «С принятием учения об эволюции, старые формы мысли рушатся, всюду встают новые идеи на место изжитых догматов и мы имеем перед собой зрелище общего интеллектуального движения в направлении - до странности - параллельном с восточной философией. Небывалая быстрота и разносторонность научного прогресса в течении последних пятидесяти лет не могли не вызвать одинаково небывалого ускорения мышления и в широких, ненаучных кругах общества. Что высочайшие и наиболее сложные организмы развились из простейших организмов; что на единой физической основе жизни стоит весь живой мир; что не может быть проведена черта, разделяющая животное и растительное царства; что различие между жизнью и не-жизнью есть различие по степени, а не по существу; что материя столько же непостижима, как и дух, и что оба - лишь различные проявления одной и той же неизвестной реальности - все это сделалось уже общими местами в новой философии. После признания даже со стороны теологии, физической эволюции, было бы нетрудно предсказать, что признание эволюции психической - вопрос лишь времени, ибо барьер, воздвигнутый старым догматом для того, чтобы воспрепятствовать человеку заглянуть в свое прошлое, был разбит. И ныне идея о предсуществовании переходит для изучающего научную психологию из области теории в область фактов, подтверждая буддхическое объяснение мировой тайны, как вполне правдоподобное и не менее научное, чем имеющиеся в распоряжении науки гипотезы». «Никто, кроме поверхностных мыслителей, - пишет покойный профессор Гексли, - не отвергнет учения о перевоплощении, как нелепость. Подобно учению о самой эволюции, названное учение имеет свои корни в мире реальности и оно имеет право на такую поддержку на какую имеет право каждое рассуждение, исходящее из аналогии». [12, стр.122].

Мы бродим среди судеб нашего земного существования, - писал Эдгар Аллан По, - нас сопровождают смутные воспоминания о более широкой судьбе - но они всегда с нами. Об очень далекой, бесконечной, величественной... Судьбе прошедших времен.

Наша юность особенно полна таких снов, но мы никогда не ошибаемся, мы знаем, что это не сны. Мы знаем, что это воспоминания. В годы нашей юности отчетливость их слишком ясна, чтобы мы могли обмануться, хотя бы на миг . [34,стр. 67].

Наблюдательный человек не может не заметить множество деталей в обычной жизни, которые невозможно объяснить иначе, как через концепцию перевоплощения.

Доказательством того, что люди знали множество вещей до своего рождения, - писал Цицерон - служит тот факт, что еще маленькими детьми они схватывают любую информацию очень быстро. По-видимому, они не в первый раз все это воспринимают, а вспоминают из своего прошлого [34, стр.263].

Вспомните, например, жизнь Моцарта. В четырехлетнем возрасте он написал концерт для фортепьяно и играл на скрипке без обучения. Как могут люди думать, что это гениальное дарование могло проявиться за первые четыре года жизни без предварительной подготовки в предыдущих жизнях? [35, стр.224].

Остается еще вопрос: Почему же мы ничего не помним? Этот вопрос задается всегда и это естественно. Если я прежде бывал здесь сотни раз, почему же я этого не помню?

В вашей настоящей жизни вы гораздо больше вещей забываете, чем помните. Вспомните детство: многое ли из него сохранилось в вашей памяти? Выступают только отдельные моменты: первый подаренный вам пони, или, если вы были прилежным ребенком, первая книга, первая поездка на лодке или путешествие по железной дороге. Это вы помните, но многие другие дни вашего детства забыты. Нет, они не забыты, все их можно восстановить в памяти. Если взять любого человека и погрузить его в гипнотический транс, к нему вернется воспоминание об его детстве, его события восстановятся в памяти. В действительности вы ничего не забываете. Множество минувших событий отходит на задний план, или затемняется более яркими воспоминаниями о более поздних событиях, но в состоянии транса все возвращается...

Сила, вибрирующая в нервных клетках мозга, являясь физическим выражением того, что называется памятью, уменьшилась, а когда уменьшается активность клеток, вы забываете. Клетки действуют группами. Иногда какой-либо толчок, как например запах, дает новую силу дремлющему сознанию и таким образом вызывает в памяти событие, в котором запах этот занимал выдающееся место. Если применить к какой-нибудь из мозговых клеток этот стимул, вся группа связанных с нею мозговых клеток отзывается»... [36].

Вот что пишет по этому поводу Ромен Роллан: Внешние факторы приносили только реализацию моего собственного сознания, которое я замечал, но не имел к нему ключа. Ни Шекспир, ни Бетховен, ни Толстой не открыли мне ничего нового, кроме Сезам, откройся! Моего собственного подземного города, моего Геркуланума, спящего под лавой. И я уверен, что он спит в глубине многих вокруг нас. Но они не знают о его существовании - так же, как и я не знал. Не раз я цитировал по памяти, хотя и не полностью, уроки мысли, полученные когда-то (но от кого? Это было в одном из моих самых давних существований...). [34, стр.267].

«Мы можем пойти дальше. Теперь у вас не тот мозг, не та природа желаний, не тот разум, что были у вас в прошлом. Ваше Эго (здесь под термином «Эго» понимается индивидуальность, являющаяся центром человеческого существа) то же самое, но одеяния его другие и ваше настоящее тело помнит только то, что оно испытало и что обнимает только физические, эмоциональные и умственные события и явления настоящей вашей жизни. Мозг новый; как же может мозг, не существовавший в прошлой жизни, помнить события той жизни?... Только вы, вы сами, - живое бессмертное Эго, может помнить, потому что оно проходит через все переживания и не забывает ничего. Но оно не переносит воспоминаний на новые одежды, которыми оно облекается для того, чтобы собрать новые опыты. Вы можете восстановить ваши воспоминания, если вы прибегнете к необходимым для восстановления их методам, а они очень просты:

Ваше Я , всегда обращено наружу. Оно всегда ищет внешнего - через разум, желания и через физическое тело. Вы должны переменить его направление, если вы хотите помнить, обратить внимание его вовнутрь, к духу, проявляющемуся как Эго, где и пребывает память прошлого. Вы сможете помнить только в том случае, если вы осознаете Эго как самого себя и достигнете его памяти. Только Эго прошло через все эти события прошлых жизней и когда какая-либо отдельная жизнь кончится, и вы переработаете на небесах ее опыты в способности, тогда воспоминания об этих опытах переходят в духовную сокровищницу Эго. А на новом разуме и в новом теле отпечатываются лишь результаты, способности. Это подобно тому, как купец переносит на новый год в главную книгу только баланс; он не вносит в нее всех итогов прошлого года, он записывает только баланс, являющийся результатом годовой торговли, и с ним начинает новый год. То же самое в высшем мире делает дух. Он подводит баланс и закрывает книгу прошлого, но прошлое не утрачивается, а сохраняется в его памяти. Он только переносит свой баланс в новую книгу и называет его разумом и совестью... В этом основная причина того, что мы, то есть мозговое наше сознание, не помним. И разве это плохо?...

Может вам известно, что сказал Гете, когда он приближался к своему смертному часу (конечно он верил в перевоплощение, как должен верить всякий философ): Как утешительно думать, что я вернусь свежеомытым (его буквальное выражение) - со смытым прошлым. Это действительно хорошо, и вы сейчас увидите почему. Предположите, что существует только что поженившаяся молодая пара, и что они знают, что через год одному из них предстоит умереть. Весь этот год был бы омрачен надвигающейся смертью. Или, если кто-либо из вас сделал что-нибудь дурное, может быть, когда он был мальчиком, разве вы все еще не оглядываетесь на это дурное с угрызением совести или болью? Возьмем более серьезный случай: сколь многие преступники могли бы двигаться вперед, если бы только они могли забыть о совершенном ими преступлении, но воспоминание о нем является для них оковами, препятствующими их возрождению и прогрессу.

Насколько счастливее были бы многие из вас, если бы они могли забыть кое-что из прошлого одной этой своей жизни... Пока вы не окрепнете настолько, чтобы выносить воспоминания настоящей жизни без сожаления, угрызений совести или беспокойства, а главное без злобы или чувства неудовольствия, вы не должны стремиться прибавлять к бремени одной жизни бремя длинных тысячелетий прошлого... У вас новое тело, новая природа желаний и новый разум, и то, что Эго вручает новому орудию лишь столько, сколько это полезно для данной жизни - мудрый и милосердный порядок. Когда вы достигнете памяти Эго, тогда, будучи с ним единым в сознании, вы будете достаточно сильны, чтобы вынести добавочное бремя, и вы будете помнить все. [36, стр.95].

По этому поводу Артур Конан-Дойль писал: Когда задается вопрос: где мы были перед тем, как были рождены? Ответ гласит: в системе медленного развития на пути реинкарнаций с долгими интервалами отдыха между ними. Хотя и следует признать, что трудно представить, чтобы мы рождались вечно. На естественный вопрос, а почему мы тогда не помним этих существований? - мы можем ответить, что такие воспоминания бесконечно усложнили бы нашу теперешнюю жизнь. Эти существования, вероятно, образуют цикл, который становится для нас совершенно ясным, когда мы приходим к его концу: тогда мы может быть, сможем увидеть ряд жизней, нанизанных на одну индивидуальность. Может быть те смутные узнавания и воспоминания, которые иногда слишком детальны, чтобы их можно было объяснить просто атавистическими впечатлениями, доказывают то же самое. [34, стр.264].

Однако не следует думать, что воспоминания всегда смутные . На сегодняшний день накоплено большое количество фактов, в том числе документально зарегистрированных, которые можно предложить в качестве веских аргументов в пользу концепции перевоплощения.

Однажды, четверть века тому назад, на одном из любительских представлений в Пуэбло (штат Колорадо, США) события повернулись весьма неожиданным образом, когда домохозяйка по имени Руфь Симмонс согласилась участвовать в сеансе гипноза и во время глубокого транса Р.Симмонс назвала себя ирландской девушкой Бриди Мерфи из селения Корк, время - 1798 год. Пресса назвала всю историю с Р.Симмонс - мистификацией и обманом несмотря на документальные доказательства. [35, стр.225].

Лет 15 назад в лаборатории научно-технического общества радиоэлектроники и связи имени Попова В.М. Иванова (действительный член Международной ассоциации психотроники) с группой исследователей проводила необычные эксперименты. Молодая женщина, погруженная под гипнозом в далекое прошлое, увидела себя в Испании на бое быков. Придя в себя, она спросила: Что такое торо? Народ все время кричал там это слово . Она не знала, что так по-испански называют быка...” [33].

Вот одна из сенсаций 70-х годов. Двенадцатилетняя Елена Маркард из Западного Берлина, придя в себя после тяжелой травмы, заговорила на безупречном итальянском языке, которого раньше не знала. При этом девочка утверждала, что зовут ее Розетта Кастельяни, жила она в Италии, родилась в 1887 году, а умерла в 1917. Когда девочку отвезли по указанному ею адресу, дверь открыла дочь давно умершей Розетты. Елена, узнав ее, сказала: Вот моя дочь Франса. [33].

Чуть ли не каждый живущий может припомнить в своей жизни ситуации, когда он испытывал чувство, что происходящее уже когда-то было с ним раньше. Опросы, проведенные за рубежом, показали, что три четверти людей испытывали это ощущение узнавания.

«Известно, например, что молодой Лев Толстой однажды на охоте, погнавшись за зайцем упал с коня. Когда он поднялся, ему показалось, что когда-то, как он говорил, очень давно , он так же ехал верхом, погнался за зайцем, перелетел через коня»...[33].

А вот дословные свидетельства других известных писателей и мыслителей:

Вальтер Скотт

Вчера за обедом меня преследовало странное чувство, которое я назвал бы ощущением предыдущего существования - смутное ощущение того, что все, что происходило, было уже не в первый раз ...

Чарльз Диккенс

Я видел небольшую сценку, которая... казалась мне совершенно знакомой... На переднем плане стояла группа молчаливых деревенских девушек, прислонившихся к парапету маленькой речки... Тени приближающейся ночи лежали на всем. Если бы я был убит здесь в какой-нибудь из своих прежних жизней, я не мог бы помнить это место лучше ... [34, с.263].

Особенно удивительными и частыми являются воспоминания детей, сознание которых еще не затемнено общепринятым мнением о невозможности помнить то, чего не было в этой жизни.

Однажды после лекции к В.М.Ивановой подошел отец семилетнего Димы П. и рассказал о странном разговоре сына с бабушкой: Баб, а ты скоро умрешь? Бабушка спокойно отвечает: Ну что ж, мне уже много лет . Ты не расстраивайся, баб, - утешает Дима, - ведь я тоже когда-нибудь умру. Мне только жаль, что мы можем не встретиться с тобой... Мы ведь рождаемся заново, но только ты можешь родиться в одной стране, а я в другой . Откуда у тебя такие мысли?! Да не могу я это объяснить. Но я чувствую, знаю, что все это так. [33].

«В американском городе Буффало произошел редкий случай, взбудораживший умы многих психиатров. В 1963 году в семье Генри и Эйлин Роджерс произошла трагедия: перебегая улицу, попал под грузовик и погиб их двенадцатилетний сын Теренс. Потрясенные горем родители долго не могли привыкнуть к мысли, что нет больше их единственного ребенка...

Спустя три года 38-летняя Эйлин родила второго мальчика. Вначале родители не обратили внимания на то, что все движения Френка были буквально копией жестов погибшего старшего брата. Известно, что почти все новорожденные ведут себя одинаково. Однако позже, когда Френку исполнилось два года, с ним стали случаться удивительные вещи.

Однажды Эйлин Роджерс вязала в гостиной. Ребенок подошел к матери, обхватил руками ее ноги (это было привычкой покойного мальчика) и сказал голосом Теренса: «Включи телевизор, я хочу посмотреть кино о шерифе из Додж-сити». Женщине чуть не стало дурно. Дело в том, что вот уже по крайней мере 10 лет фильм о шерифе из Додж-сити не появлялся на экранах. В детстве он был одним из любимых фильмов старшего сына. Где мальчик узнал название фильма? Вряд ли кто-нибудь из взрослых мог вспомнить старую картину. Но и это еще не все. В тот же вечер Френк встретил отца радостным восклицанием: «Па пришел». Этим уменьшительным обращением называл отца Теренс, однако со дня его смерти никто в доме ни разу не произнес этого слова. Спустя некоторое время малыш вдруг поинтересовался, где их старый красный автомобиль «Понтиак». Действительно, у Роджерсов лет семь назад была такая машина, на которой они вместе с Теренсом совершили как-то длительное путешествие по западному побережью. В следующий раз Френк попросил отца отремонтировать трехколесный велосипед. Тот не понял, о каком велосипеде идет речь, но потом вспомнил, что давным-давно у Теренса был велосипед со сломанным колесом... Собаченку Тутса окрестил вдруг в Батча: Батчем называли спаниеля, с которым любил играть Теренс. Но собака эта умерла несколько лет тому назад. Бабушку Френк спросил однажды: «Вы привели с собой Робби?» Робби - кличка собаки, умершей восемь лет назад, и, конечно же, ребенок не видел ее даже на фото.

Долго удивлял родителей второй ребенок, пока они не решились, наконец, обратиться к знакомому священнику, а тот, в свою очередь, рекомендовал им одного психиатра. Ребенку показывали фотографии школьных товарищей, учителей Теренса, двоюродных братьев, дальних родственников. Врач был поражен: Френк называл всех по именам, перечислил их привычки, «вспомнил» некоторые эпизоды, происшедшие с тем или иным школьником задолго до рождения самого Френка.» [2, стр.252].

Следующий сенсационный случай произошел не так давно в Индии.

Я Суреш Варма, владелец магазина радиотоваров в Агре. Мою жену зовут Ума, у нас двое детей , - говорит пятилетний Торан, или, как его называют в семье, Титу. При этом тонкий голосок деревенского мальчугана неожиданно густеет, становится по настоящему мужским.

Услышав такое впервые, родители Титу восприняли это, как баловство. Однако мальчик повторял свой рассказ вновь и вновь, дополняя повествование все новыми подробностями: Однажды я возвращался домой с работы на машине. Подъезжая к дому, я дал гудок, чтобы Ума открыла ворота. Тут я увидел двух человек, бегущих к машине с пистолетами. Раздались выстрелы, и одна из пуль попала мне в голову... Потом мальчик впадал в истерику, начинал швырять в отца и мать тарелками, говоря, что они не его родители.

Смертельно перепуганные Шанти и Махавир Прасад, родители Титу, поехали из своей родной деревни Валх в расположенную на расстоянии 13 километров Агру и обнаружили, что там действительно проживал некий Суреш Варма, владелец магазина радиотоваров. Пять лет назад он был убит выстрелами в голову около своего дома. Имя его жены Ума, у нее двое детей. Узнав о странном поведении Титу, Ума вместе с родителями покойного Суреша решила посмотреть на странного мальчика. При встрече он узнал всех троих, бросился к ним с объятиями. Увидев, что они приехали на автомобиле марки Марути , спросил у Умы, где его старый Фиат . Огорчился, узнав, что его продали...

Случай с Титу привлек внимание ученых. Н.К.Чанда из Делийского университета (Индия) и Е.Миллз из университета в Вирджинии (США) обследовали мальчика и обнаружили странный рубец на его правом виске. Когда ученые ознакомились с результатами вскрытия тела Суреша Вармы, то выяснилось, что именно в этом месте пуля попала в голову, рикошетировала от черепной коробки и вышла над правым ухом. В этом месте у Титу было найдено большое родимое пятно...

Об этой загадочной истории рассказывал журнал India Today , сообщивший, что в настоящее время индийские ученые ведут широкие исследования в области парапсихологии. Специалисты из Бангалорского института психического здоровья и невропатологии провели, в частности, исследование 250 зарегистрированных с 1975 года случаев, подобных тому, что произошел с Титу. В течение более 10 лет доктор Сатвант Пасрича объездила множество деревень, опросила не менее 20 очевидцев по каждому подобному случаю. В результате исследователи пришли к таким выводам: как правило, эффект перевоплощения наблюдается у детей в возрасте от трех до семи лет. С годами они полностью забывают об этом. Перерождение в другого человека обычно вызывает случайная реплика кого-либо из родных. Так, например, однажды в знойный день тетя четырехлетнего Аджита Сингха из Чандихарха произнесла: Сегодня так жарко, что, если я умру, вам не нужно будет меня кремировать. Я просто сгорю . На что мальчуган ответил: Со мной ничего не случилось после того, как меня сожгли на погребальном костре . После этого он начал в подробностях рассказывать о жизни реально существовавшего судьи из пакистанского города Равалпинди...

Исследования показали, что в 82 % случаев дети отчетливо вспоминали свое имя в прошлом рождении и подробности былой жизни. Примечательно также и то, что в половине случаев в своих предыдущих жизнях люди умирали насильственной смертью. Их средний возраст был 34 года. Перерождение наступало в среднем через полтора года. В 26% случаев дети испытывали необъяснимую боязнь к вещам, которые прямо или косвенно были связаны с причиной их смерти в предыдущих существованиях . Так одна девочка из Матхуры не могла близко подойти к колодцу в котором утонула . Как правило в следующем рождении пол человека не меняется. В 80% случаев лица, связанные эффектом перевоплощения , не были родственниками, что исключает генетическую связь. [37].

«Так один из ведущих парапсихологов мира, директор Индийского института парапсихологии Хименура Нат Бенерджи рассказывает: «Некто Габриэль Оребэ, живший в Швейцарии, смутно чувствовал, что не эта страна является его родиной... Однады он поехал в Испанию. Так у него родилось ощущение, что он тесно связан с этой страной, что имя его на самом деле Рафаэль и он - политический деятель. Он вспомнил имена своих прежних детей и жены, а также то, что его убили ударом топора по голове.

Были проведены расследования и оказалось, что действительно живший давно Рафаэль имел жену и детей с такими именами и что он был убит ударом топора, раскроившего ему череп. Интересно, что Оребэ имеет на лбу врожденную деформацию на том самом месте и часто жалуется на сильные боли головы.» [2, стр.253].

Американец доктор Ян Стивенсон - профессор психологии Вирджинского университета провел большое количество исследований в области изучения многократных рождений или реинкарнаций. Его примеры взяты как из стран Востока, так и из стран Запада:

За год до своей смерти в 1946 году старший рыбак с Аляски по имени Виктор Винсент заявил своей племянице Корлис Четкин: Я вернусь к тебе, как твой сын. Надеюсь, что я не буду заикаться так сильно, как сейчас . Он показал ей несколько шрамов, которые, как он повторил, будут у него на новом теле, а также предсказал некоторые события в своей следующей жизни. Я знаю, что у меня будет хороший дом, не буду убегать из дому и не буду пить водку . Через 18 месяцев после смерти Виктора у Корлис Четкин родился сын со всеми шрамами и отметинами на теле в том же месте и той же формы, что и у старого рыбака. Как только ребенок начал говорить, он заявил, что он ее бывший дядя. Неужели ты не узнала меня, я - Какоди , так называли Виктора в племени. Когда мальчику исполнилось 2 года, он узнавал родственников и друзей, называя их по кличкам. Доктор Ян Стивенсон приводит более 2000 случаев столь же ярких, столь же драматических, как и вышеприведенный. [35, стр.228].

В 1951 году индиец Мишра взял свою трехлетнюю дочь Сворнлату вместе с другими детьми в длительное путешествие. Когда они возвращались домой, Сворнлата неожиданно попросила шофера автобуса свернуть к “ее дому”. Шофер, естественно, не придал значения ее просьбе, поскольку они находились далеко от родного очага. Позже, когда группа остановилась в Катни, чтобы выпить чаю, Сворнлата сказала, что ей было бы приятнее войти в свой дом и в знакомой обстановке посидеть за столом. Отец девочки удивился: ни он, ни другие члены семьи здесь никогда не жили. Сворнлата вела речь о своей “прежней жизни” в Катни в семье Патхаков.

Об этом эпизоде, может быть, и забыли бы, но через два года девочка стала исполнять не известные в ее местности песни и танцы. В 1959 году профессор Банерджи стал изучать этот казус. Он отправился в Катни, где познакомился с семьей Патхаков, чьей родственницей считала себя Сворнлата. Ученый обнаружил поразительное совпадение подробностей, о которых рассказывала ему девочка, с тем, что он увидел в доме. По предложению профессора семья Патхаков поехала к родителям девочки. Сворнлата всех их явно узнавала, называла их по именам, вспоминала эпизоды из прошлого, в которые все они были посвящены. Все, что девочка рассказывала о себе, совпадало с жизнью Бийи из семьи Патхаков, которая умерла за восемь лет до рождения Сворнлаты. Предположение, что Сворнлата - это перевоплощенная Бийя, казалось очевидным.

Однако оставалась еще загадка. Бийя говорила на хинди и не знала бенгальского языка. Сворнлата же исполняла бенгальские песни и танцы. Объяснения так и не нашлось.

Другой случай относится к ксеноглосии. Ксеноглоссия -это способность человека понимать чужой язык, не изучая его обычным образом. В 1973 году Лидия Джонсон помогала своему мужу-врачу в проведении экспериментов по гипнозу. Она и сама легко впадала в транс. Гипнотезер внушил ей во время сеанса возврат во времени. И Лидия неожиданно вздрогнула и вскрикнула, схватившись за голову. Доктор немедленно прекратил опыт. Жена сказала, что ей привиделась река, в которой насильно топили пожилых людей. Она чувствовала, что ее тоже хотят утопить, затем ощутила удар. Далее началось нечто неожиданное. Лидия начала говорить низким голосом, на каком-то неизвестном языке. Оказалось, что это шведский. На вопрос: “Как вас зовут?” Она ответила: “Йенсен Йякоби”. Во время последующих сеансов она подробно рассказывала о своей жизни и работе на ферме.

Экспериментаторы решили усложнить опыт. Перед ней разместили различные предметы и спрашивали о них. Будучи Йенсеном, Лидия узнала модель судна XVII века, правильно назвала его по шведски. Она легко опознала два вида деревянной посуды, которые использовались три века назад для измерения объемов зерна. Все говорило о том, что Лидия легко чувствует себя в роли шведского фермера, общается на языке, который не изучала. [9, стр.27].

Анджей Донимирский в своем труде Гипотезы на тему реинкарнации приводит следующий случай воспоминаний из предшествующей жизни: Американец Эдгар Кейс... точно описывал доинкскую цивилизацию Перу, существование которой лишь недавно подтвердили археологические раскопки.

Однажды Кейс описал, как во время войны с индейцами он сидел с каким-то молодым воином на берегу реки. Оба они были очень голодны и воин отдал ему свою долю пищи. Затем как-то в городе Вирджиния-Бич, когда Кейс был у парикмахера, 5-летний мальчик доверчиво вскарабкался ему на колени. Отец мальчика удивился и сказал: Оставь чужого дядю в покое , Но ведь я его знаю, - ответил мальчик, - мы вместе с ним сидели когда-то голодные на берегу реки ... [38, стр.4].

В Монголии и Тибете вера в перевоплощение давно является твердым убеждением, на котором основаны даже некоторые интересные традиции. Вот что говорит об этом Александра Давид-Нэель - женщина, посвятившая свою жизнь изучению истории, религии и психологии тибетцев:

«Довольно часто случается, что лама-тюльку предсказывает на смертном одре место своего следующего рождения. (Поясним, что лама-тюльку - это представитель монашеской аристократии тибетского духовенства. Согласно народным верованиям тюльку это перевоплощение какого-нибудь святого или умершего ученого; или перевоплощение существа нечеловеческой природы - божества, демона и т.д. Буквально термин «тюльку» означает «форма, созданная магией») Иногда он сообщает подробности о будущих родителях, их жилище и т.д. Обыкновенно только два года спустя после смерти ламы-тюльку его главный управляющий и другие слуги принимаются за розыски своего перевоплотившегося господина. Если покойный лама предсказал место своего возрождения, или же оставил распоряжения относительно предстоящих поисков, то следопыты черпают вдохновение именно в этих указаниях. Если же наводящих сведений нет, они совещаются с ламой-звездочетом и прорицателем, указывающим обычно, в весьма туманных выражениях, место, где следует искать ребенка, и признаки, по которым его можно будет узнать. Когда речь идет о высокопоставленном тюльку, испрашивают совета одного из государственных оракулов, а при розысках перевоплотившихся Далай-ламы и Таши-ламы эта консультация является обязательной. Иногда ребенка очень быстро удается найти по приметам, соответствующим описаниям прорицателя. Но, случается, проходят годы, а поиски остаются безуспешными...

Из конца в конец по всему Тибету разносятся бесчисленные легенды о маленьких тюльку, доказывающих подлинность своего происхождения рассказами о прежней жизни. В этих рассказах мы находим обычную для Тибета смесь комического, суеверия, хитрости с действительно ошеломляющими фактами. Я могла бы сообщить десятки подобных историй, но предпочитаю ограничиться двумя событиями, так как мне довелось принимать в них некоторое участие лично.

Рядом с дворцом ламы-тюльку Пегиай, у которого я жила в Кум-Буме, находилось жилище другого тюльку по имени Агнай-Тсанг. После смерти последнего Агнай-Тсанга прошло уже семь лет, а его воплощения все еще не удавалось найти. Не думаю, что это обстоятельство слишком удручало его домоправителя. Он бесконтрольно распоряжался всем имуществом покойного ламы, причем его собственное состояние, по-видимому, переживало период приятного процветания. Во время очередной коммерческой поездки интендант ламы завернул отдохнуть и утолить жажду на одну из ферм. Пока хозяйка готовила чай, он достал из-за пазухи табакерку из нефрита и уже собирался угоститься понюшкой, как вдруг игравший до этого в углу кухни мальчуган помешал ему, положив ручонку на табакерку и спросив с укором:

- Почему у тебя моя табакерка?

Управляющий остолбенел. Драгоценная табакерка действительно ему не принадлежала. Это была табакерка покойного Агнай-Тсанга. Может быть он и не собирался совсем ее присвоить, но все-таки она была у него в кармане и он постоянно ею пользовался. Он стоял в смущении, дрожа перед устремленным на него суровым угрожающим взглядом мальчика: лицо малыша вдруг изменилось, утратив все ребяческие черты.

- Сейчас же отдай, - приказал он, - это моя табакерка.

Преисполненный раскаяния, перепуганный монах рухнул к ногам своего перевоплощенного повелителя. Через несколько дней я наблюдала, как мальчика с чрезвычайной пышностью препровождали в принадлежавшее ему жилище. На нем было одеяние из золотой парчи, а ехал он на великолепном пони черной масти, которого управляющий вел под уздцы. Когда шествие вошло за дворцовую ограду, мальчик сделал следующее замечание:

- Почему, - спросил он, - мы поворачиваем налево? Во второй двор нужно ехать через ворота направо.

И действительно, после смерти ламы по какой-то причине ворота справа заложили и проделали взамен другие слева. Это новое доказательство подлинности избранника повергло монахов в восхищение. Юного ламу провели в его личные покои, где был сервирован чай. Мальчик, сидя на большой груде подушек, посмотрел на стоявшую перед ним нефритовую чашку с блюдцем из позолоченного серебра и украшенную бирюзой крышку.

- Дайте мне большую фарфоровую чашку, - приказал он и подробно описал чашку из китайского фарфора, не забыв и украшавший ее рисунок. Никто такой чашки не видел. Управляющий и монахи старались почтительно убедить молодого ламу, что в доме подобной чашки нет. Как раз в этот момент, пользуясь дружескими отношениями с управляющим, я вошла в зал. Я уже слышала о приключении с табакеркой и мне хотелось поближе посмотреть на моего необыкновенного маленького соседа. По тибетскому обычаю я поднесла новому ламе шелковый шарф и несколько других подарков. Он принял их, мило улыбаясь, но с озабоченным видом продолжал думать о своей чашке.

- Ищите лучше и найдете, - уверял он.

И вдруг словно мгновенная вспышка озарила его память, и он добавил несколько подробностей о сундуке, выкрашенном в такой-то цвет, который находился на таком-то месте, в такой-то комнате, где хранятся вещи, употребляемые только изредка. Монахи вкратце объяснили мне, о чем шла речь, и желая посмотреть, что же будет дальше, я осталась в комнате тюльку. Не прошло и получаса, как чашку вместе с блюдечком и крышкой обнаружили в коробке на дне описанного мальчиком сундука.

- Я и не подозревал о существовании такой чашки, уверял меня потом управляющий. Должно быть, сам лама или мой предшественник положили ее в этот сундук. В нем больше ничего ценного не было, и туда уже несколько лет никто не заглядывал.

Другой тюльку объявился при еще более фантастических обстоятельствах. Это событие произошло на бедном постоялом дворе в маленькой деревушке недалеко от Анси (в Гоби). Тропы, ведущие из Монголии в Тибет, пересекают здесь очень длинный путь из Пекина в Россию. Поэтому меня не удивило, но раздосадовало, когда, прибыв на закате солнца на постоялый двор, мы обнаружили, что он занят монгольским караваном. Путники, очевидно, были взволнованы каким-то чрезвычайным происшествием, однако при виде монашеских одеяний на мне и Ионгдене, вообще свойственная монголам учтивость стала особенно подчеркнутой. Они потеснились, освободив для нас и наших слуг одну комнату и нашли место для лошадей в конюшне. Пока мы с сыном медлили, рассматривая лежащих во дворе верблюдов, дверь одной из комнат отворилась и показался высокий молодой человек приятной наружности, одетый в бедное тибетское платье. Он остановился на пороге и спросил, не тибетцы ли мы. Мы ответили утвердительно. Тогда за молодым человеком показался пожилой лама. По богатому одеянию мы узнали в нем начальника каравана. Он тоже заговорил с нами по-тибетски. Как всегда бывает при подобных встречах, произошел обмен вопросами и ответами откуда и куда мы держим путь. Лама сообщил, что они предполагали идти в Лхассу через Сутшу зимним путем, но теперь, поскольку путешествие стало бесполезным, он возвращается в Монголию. Занятые во дворе слуги выразили одобрение словам ламы глубокомысленным покачиванием головы. Я недоумевала, что заставило этих людей изменить планы? Но так как лама вернулся к себе, было бы невежливым следовать за ним и просить разъяснений. Позже вечером монголы, уже получившие исчерпывающие сведения о нашем караване от слуг, пригласили нас выпить с ними чаю, и я узнала все.

Красивый молодой человек был родом из отдаленной провинции Нгари на юго-западе Тибета. Он казался немного одержимым. По крайней мере, такое впечатление он произвел бы на европейца, но... мы были в Азии. С самого раннего детства Мигьюра - так его звали - преследовала странная уверенность, что он находится не там, где ему следует быть. Он чувствовал себя чужестранцем в своей деревне, чужим в своей семье... Во сне он видел пейзажи, каких в Нгари не существовало: песчаные пустыни, круглый войлочный шатер, небольшой монастырь на холме. Даже в состоянии бодрствования ему являлись все те же заветные образы, заслоняя окружавшие его реальные предметы, постоянно создавая вокруг него миражи. Мальчику еще не было и четырнадцати лет, когда повинуясь непреодолимому желанию увидеть свои сны наяву, он убежал из дома. С тех пор он вел жизнь бродяги, нанимаясь время от времени по дороге в батраки, чтобы заработать на кусок хлеба, но чаще всего нищенствовал, не в силах справиться с возбуждением и осесть где-нибудь в определенном месте. Сейчас он возвращался из Арика, расположенного на севере пустыни трав. Он брел все вперед, как всегда без определенной цели, и опередив нас на несколько часов, дошел до постоялого двора, где расположился на отдых караван. Юноша заметил во дворе верблюдов. Сам не зная зачем, он переступил порог и очутился перед старым ламой, и тогда - словно молния прорезала тьму - воспоминание осветило в его памяти давно минувшие события. Он увидел этого самого ламу молодым человеком - своим учеником, а себя в образе престарелого ламы. Оба ехали по этой же дороге, возвращаясь из длительного паломничества по святым местам Тибета домой, в свой монастырь на холме. Все это он напомнил начальнику каравана, приводя мельчайшие подробности их жизни в далеком монастыре и множество других деталей.

Целью путешествия было намерение просить Далай-ламу указать им способ разыскать тюльку, главу их монастыря. Престол его пустовал уже свыше двадцати лет, несмотря на все старания найти перевоплотившегося ламу. Эти наивные люди готовы были верить, что всеведущий Далай-лама, зная об их намерении и по великой своей благости, устроил им встречу с возрожденным ламой. Бродягу из Нгари немедленно подвергли обычному испытанию. Он выдержал его с честью, сразу, точно и уверенно вынув из мешка с перемешанными в нем предметами принадлежавшие покойнику-ламе вещи. Монголы не испытывали не малейшего сомнения в подлинности их вновь обретенного тюльку». [39, cтр. 90].

Большое количество подобных фактов, относящихся к самым разным временам, можно найти в старинной китайской Энциклопедии удивительного - Тайпин гуанцзи , написанной еще в V веке. [37]

-------------------------------------

Использованная литература

1. Мысли мудрых людей на каждый день. / Собраны Толстым Л.Н. - М.: Художественная литература, 1990.

2. Максим Карпенко. Universum Sapiens (Вселенная Разумная).- М.: 1992.

3. Мень Александр. Тайна жизни и смерти. Культура и религия. М.: Знание, 1992, № 1.

4. Индусская книга Смерти (Гаруда - Пурана Сародхара). Пер. с санскрита. Под общ. ред. Неаполитанского С.М. - Л.- Рига: Изд. IEC, 1991.

5. Тибетская книга мертвых (Бардо Тедол): Пер. с англ. - СПб.: Издательство Чернышева, 1992.

6. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост.: Назаров В.Н., Сидоров Г.П.- М.: Политиздат, 1990.

7. Блаватская Е.П. Введение к Тайной доктрине / В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии. - Репринт. изд. - Харьков: РИО Облполиграфиздата, 1991.

8. Форд А. Жизнь после смерти: Как об этом было рассказано Джерому Эллисону. - Л.: Ленздат - МП Вестник , 1991.

9. Гуревич П. Уйти, чтобы вернуться. Наука и религия, май, 1991, № 5.

10. Данте А. Божественная комедия / М.: Интерпракс, 1992.

11. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т.1 Ч.2-3. Изд-ва Экополис и Культура, Андреев и сыновья, 1991.

12. Безант А. Древняя мудрость. - М.: Лотос, 1990.

13. Гелева П.А. Возвращение спиритизма. Наука и религия, май, 1991, № 5.

14. Баркер Э. Письма живого усопшего. - Барнаул: Издательство Аккем, 1991.

15. Фламмарион К. Неведомое. - Хабаровск: Амур, 1991.

16. Моуди Р. Жизнь после смерти. Машинописный перевод. Изд. Стекпоул США, 1976.

17. Тростник на солнечном ветру. Вечерняя Алма-Ата, №237 от 15 октября 1990.

18. Чаша Востока. Письма Махатмы / Перевод Искандер Ханум, - Хабаровск: Изд-во Амур, 1991.

19. Лидбитер Ч. Ясновидение .- Вильнюс: Satwa , 1992.

20. Блаватская Е.П. Пролог (Проэма). Страницы из доисторической летописи. / В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии. - Репринт. изд. - Харьков: РИО облполиграфиздата, 1991.

21. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. - М.: СП «Соваминко», 1989.

22. Инюшин В.М. Элементы теории биологического поля. - Алма-Ата, 1978.

23. Техника - молодежи. - 1980, № 3.

24. Горбовский А.А. В круге вечного возвращения ? Три гипотезы. - М.: Знание, 1989.

25. Цит. по: American Journal of Psychiatry. - Wash., 1980.

26. Эзотерика. Т-III. Парапсихология: Учебный курс. Пер. с нем. - М.: Русский капитал, 1992.

27. Письма Елены Рерих. Печатается по тексту первого тома «Писем Елены Рерих». 1929-1938 гг. Рига, 1940. Предприятие «Алгим» и Т.О.О. «Аура» по заказу Сибирского Рериховского Общества при содействии внешнеторговой фирмы «Омь». - Новосибирск: Издательство «Вико», 1992.

28. Аномалия. Всероссийское издание центра «Ленинформ» и Всесоюзной уфологической ассоциации при участии Комитетов по энергоинформационному обмену в природе, 1991, № 9.

29. Аномалия. Всероссийское издание центра «Ленинформ» и Всесоюзной уфологической ассоциации при участии Комитетов по энергоинформационному обмену в природе, 1990, № 4.

30. Малдун С., Каррингтон Х. Смерть взаймы, или выход астрального тела. - Алма-Ата: Казахстан, 1992.

31. Горбовский А.А. Незваные гости? Полтергейст вчера и сегодня. - М.: Знание, 1990. (Серия «Знак вопроса»; № 5).

32. Валентинов А. НЛО - живые существа? В сб. Загадки звездных островов. Кн. 5/Сост. Ф.С. Алымов. - М.: Мол. гвардия, 1989.

33. Чего не было со мной - помню... Строительная газета, №177 (8944) от 2 августа 1989.

/журнал Грани эпохи № 7 осень 2001г. / дата публикации

<<< // >>>

публикации | наука | точка зрения | эпика скорби | жемчужины мудрости | литература | A и W | почта | архив | библиотека | документы | редакция