этико-философский журнал Грани эпохи

<<<

>>>

Светлов А.В.

Лекции о бессмертии

Лекция 6

Научные аргументы в пользу существования сознательных тонкоматериальных структур. Часть IV. Материализации и полтергейст.

Ниже мы приведем ряд свидетельств, которые нельзя считать, строго говоря, аргументами в дискуссии, проводящейся по правилам современной научной полемики, требующей исключения элемента субъективного. Но дело обстоит так, что материала подобного нижеприведенным примерам, набирается такое количество, что было бы неправильным и ненаучным отказаться от рассмотрения этого материала. Тем более, что, посвятив достаточно времени изучению и анализу имеющихся фактов, можно выделить в каждом из них ряд совершенно типичных черт, указывающих на то, что для всех этих явлений существуют вполне определенные закономерности и ограничения, указывающие на общность и объективность данных фактов.

Этой задаче посвятил очень много времени известный французский естествоиспытатель, астроном и писатель Камилл Фламмарион. «В начале 1899 г., в то время, как я специально занимался исследованием этих загадочных видений и явлений умирающих и мне случалось часто беседовать об этом с разными лицами у себя дома и в обществе, я не замедлил убедиться, что хотя большинство держится почти безусловного скептицизма и никогда в жизни не видели ничего в этом роде, зато другая, также значительная, часть публики уверена, что подобные явления существуют. Можно определить средним числом, что из двадцати человек непременно отыщется один, который или сам лично наблюдал когда-нибудь подобные факты, или слышал от окружающих о чем-нибудь подобном и может также доставить сведения из первых рук... Между тем мне пришла в голову мысль попробовать предпринять по всей Франции такое же следствие, какое было предпринято несколько лет тому назад в Англии, по поводу тех же психических явлений...» [15, стр.47].

26 марта 1899 года Фламмарион поместил в еженедельном журнале «Les annales politiques et litteraires» обращение к читателям, встречавшимся с подобными необычными явлениями, с просьбой прислать письма с описаниями того, что произошло, объяснив, что материал этот нужен для научных исследований.

«В июне и июле я продолжал свое дознание в газете «Petit Marsellias» и журнале «Revue des Revues». Я получил 4280 ответов, из них 2456 с отрицаниями и 1824 в утвердительном смысле. Из этих последних было 1758 писем более или менее обстоятельных, но большая часть их оказалась недостаточной в качестве документов, достойных обсуждения. Однако я мог выбрать из них 786 положительно важных, которые были распределены мною по классам, переписаны и резюмированы. Что поражает во всех этих сообщениях - это прямодушие, откровенность, добросовестность и деликатность повествователей: они считают долгом сказать только то, что сами знают, ничего не прибавив и ничего не утаив. Каждый из них является служителем истины. Эти 786 писем, переписанных, рассортированных и занумерованных, содержат 1130 различных фактов». [15, стр.49].

«Цель наших исследований состояла в том, чтобы доискаться - существует ли душа как нечто независимое от тела и переживает ли она разрушение тела? И что же! Приведенные факты почти все говорят в пользу существования души. Несомненно, что одна душа может влиять на другую на расстоянии и без посредства чувств... Позитивное наблюдение доказывает существование психического мира, столь же реального, как и мир, познаваемый нашими физическими чувствами. Но из того, что душа действует на расстоянии с помощью присущей ей силы, имеем ли мы право заключать, что она существует как нечто реальное и что она не есть результат функций мозга?..

Мне кажется, что неразумно было бы считать предвидение будущего и ясновидение за нервный продукт мозга. Мозг есть не более как орган, точно также, как зрительный и слуховой нерв. Душа, дух, интеллектуальное существо действует и воспринимает через его посредство, но не есть физическое свойство...

Неужели же в самом деле возможно не признать всех этих свидетельств людских? Не думаю, чтоб мы имели на это право. Те явления, которые были проверены, доказали свою правдивость, свою подлинность. Ведь не нарочно же они были сочинены и прикрашены; напротив, большая часть этих явлений и была мне описана именно вследствие кажущейся таинственности, с тем, чтобы получить разъяснение. Конечно не все рассказы представляют одинаковые гарантии и многие могли быть невольно изменены в памяти рассказчиков и приурочены к событиям; но из-за этого нельзя же предполагать, что они были сплошь выдуманы, - и это вовсе не мистификации. Отвергать все эти свидетельства - значило бы отвергать решительно все, что происходит вокруг нас в жизни, ссылаясь на то, что не все было проверено и что иные подробности не точны»... [15, стр.263].

Вот несколько свидетельств из книги К. Фламмариона «Неведомое».

«В 1867 г. (мне было тогда 25 лет), 17 декабря, я собрался ложиться спать. Было около 11 часов; раздеваясь, я не переставал думать об одной молоденькой девушке, с которой познакомился летом, во время каникул, на морском берегу в Трувиле. Моя семья была близко знакома с ее родными; мы с Мартой чуть не сразу влюбились друг в друга. Наша свадьба должна была скоро решиться, как вдруг наши две семьи поссорились, и нам пришлось разойтись. Марта поехала в Тулузу, а я вернулся в Гренобль. Но мы продолжали горячо любить друг друга; из любви ко мне молодая девушка отказывала нескольким женихам.

Итак, в этот вечер 17-го декабря 1867 г. я все думал об этом печальном для меня деле; вдруг вижу, как тихонько, почти бесшумно, отворяется дверь и в комнату входит Марта. Она была вся в белом, с распущенными по плечам волосами. В эту минуту пробило 11 часов. Я это могу заверить положительным образом, я не спал. Видение приблизилось к моей кровати, слегка нагнулось надо мной; я хотел схватить руку молодой девушки. Она была холодна. Я вскрикнул, видение исчезло, и я очутился со стаканом воды в руке, что и произвело это впечатление холода. Но заметьте, я не спал, и стакан воды стоял на ночном столике возле меня. После этого я не мог заснуть. На следующий день я узнал о смерти Марты, последовавшей в 11 часов вечера накануне в Тулузе. Ее последнее слово было: «Жак!» [15, стр.82].

«Однажды под утро с 28 на 29 октября (я жила тогда в Лозанне) я была разбужена легкими стуками в дверь. Спальня моя выходила в коридор, неподалеку от лестницы. Я нарочно оставила дверь приотворенной, чтобы дать возможность моему белому коту выходить ночью на охоту (дом был полон мышей). Стуки повторялись. Ночной звонок не звонил; я не слыхала также и шагов по лестнице. Случайно глаза мои остановились на кошке, занимавшей свое обычное место в ногах моей постели: она сидела со взъерошенной шерстью, дрожа и ворча. Дверь подалась, как будто от порыва ветра, и перед моими глазами предстала фигура, закутанная в какую-то воздушную ткань, вроде кисеи, подбитой черным. Фигура приблизилась ко мне, я почувствовала ледяное дыхание, скользнувшее по моему лицу, закрыла глаза, и, когда открыла их, все исчезло. Кот дрожал всем телом и был весь в поту. Признаюсь, я подумала не о подруге в Индии, а совершенно о другом лице. Недели две спустя я узнала о смерти моей подруги в ночь с 29 на 30 октября 1890 года в Сринагаре, в Кашмире. Она умерла от воспаления брюшины». [15, стр.83].

«Дорогой учитель, Ваше сочинение «Урания» подало мне повод сообщить вам об одном происшествии, слышанном мною лично от того человека, с которым оно случилось. Это г. Фоглер, доктор, датчанин, живущий в Гудуме, близ Альборга (в Ютландии). Фоглер человек вполне здоровый - телом и духом, характера прямодушного и положительного, без малейшей склонности к неврастении или фантазерству - скорее напротив. Будучи молодым студентом-медиком, он путешествовал по Германии вместе с графом Шиммельманом, очень известным среди голштинского дворянства. Они были почти ровесники. В одном из германских университетских городов они решили прожить некоторое время и наняли себе отдельный домик. Граф занимал нижний этаж, а Фоглер поселился наверху. Входные двери с улицы и лестница были у них отдельные: они одни пользовались ими. Однажды ночью Фоглер уже улегся, но еще продолжал читать в постели. Вдруг он услыхал, что входная дверь внизу отперлась и опять затворилась; он не обратил на это внимание, подумав, что возвращается его друг. Однако через несколько минут он услыхал чьи-то шаркающие, как будто усталые, шаги по лестнице: затем кто-то останавливается у двери его комнаты. Он увидел как дверь отворилась; но никто не вошел; шум шагов, однако, не прекращался, он ясно слышал шарканье по полу; шаги приближались к его постели. Но никого не было видно, хотя свеча ярко освещала комнату. Когда шаги остановились у самой постели, он услыхал глубокий вздох и сразу узнал вздох своей бабушки, которую оставил в Дании совершенно здоровой. В то же время он узнал и ее походку: то были точь-в-точь шаркающие, старческие шаги его бабушки. Фоглер заметил в точности час этого явления, потому что у него сразу мелькнуло в голове предчувствие, что его бабушка умерла, и все это записал. Позднее письмом из отцовского дома его известили о неожиданной кончине бабушки, которая его любила больше всех своих внучат. Смерть последовала как раз в замеченный час. Таким образом бабушка простилась с внуком, даже не подозревавшим о ее болезни». [15, стр.38].

Интересно заключение, которое делает Фламмарион, подводя итог своему анализу: «Мне кажется что из совокупности изложенных фактов вытекают следующие заключения:

1. Душа существует как нечто реальное, независимое от тела.

2. Она одарена свойствами еще не известными науке.

3. Она способна действовать и чувствовать на расстоянии без посредничества чувств.

4. Будущее предопределено заранее, в силу тех причин, которые должны вызвать его. Душа иногда способна предвидеть будущее».

«Уже теперь мы можем придти к выводу, что если исключить суеверия, заблуждения, иллюзию, обман, злые шутки, плутовство, то все-таки еще остаются настоящие несомненные психические факты, достойные внимания исследователей. Мы, так сказать, вступили в исследование целого мира, столь же древнего, как и само человечество, но еще нового для экспериментального научного метода, который только теперь начинает заниматься им, - и одновременно во всех странах». [15, стр.264].

Но, конечно, не только Камилл Фламмарион занимался изучением и анализом тета-явлений. Ищущий человек без труда найдет достаточное количество подобных фактов. Вот еще несколько примеров.

«Мать рассказывала нам, что много лет назад, когда умерла ее подруга-соседка, она повезла муку на мельницу и вместе со своей взяла муку сирот - детей этой соседки. По дороге лошадь, принадлежавшая соседке, вдруг остановилась и стала тихо, приветственно ржать, поворачивая голову так, будто ее ласкали, похлопывая по шее. Собака соседки радостно повизгивала, прыгала, виляла хвостом, будто ласкалась к невидимому, но знакомому человеку. Через несколько мгновений начала как бы проявляться фигура умершей соседки - сначала туманно, потом все четче и плотнее, до совершенно реального образа. Она улыбалась, гладила свою лошадь, целовала ее, ласкала собаку. Потом начала снова становиться прозрачнее, таять - пока не превратилась в туман, дымку, поднявшуюся над дорогой... После этого лошадь и собака двинулись дальше. Мать часто говорила, что больше всего ее поразило поведение животных: «Значит, это мне не привиделось, а было все на самом деле, раз все трое ее узнали».

«Отец у меня болеет, парализован, лежит год. А тут входим в комнату, а он стоит и что-то говорит. Оказалось, что он пошел по зову матери, что якобы она налила в рюмку водку. Налитая водка стояла на шкафчике. А ведь мамы давно уже нет. А отец говорит, что видел ее якобы в этом шкафу и что налила мать для облегчения его страданий. Иногда действительно там как будто кто-то ходил возле шкафа, но это могут быть мыши; а мама просто ему померещилась. Но вот водка? У нас в доме не было не капли спиртного?! Откуда она взялась, да еще кто-то рюмку достал и налил. Отец же не мог этого сделать... Конечно, все это может быть чепуха, но я своим глазам верю. Водка действительно была...» [2, стр.247].

К явлениям данного класса вплотную примыкают случаи так называемого полтергейста. Полтергейст (по-немецки буквально «шумный дух») - это явления, относимые к области парапсихологии, проявление которых сопровождается аномальными эффектами (самопроизвольным передвижением предметов; звуковыми эффектами, источник которых не видим; появлением странных запахов; самовозгоранием, исчезновением и появлением предметов и др.).

«Как правило, описание полтергейста делается со слов случайных свидетелей, соседей или самих жертв феномена. В случае о котором идет речь, предоставляется редкая возможность ознакомиться с официальным документом. Это - рапорт, составленный подполковником милиции, начальником Отдела внутренних дел города Борисова (Белоруссия). Документ этот интересен не только как сам факт официального признания феномена, но и потому, что дает описание происходившего глазами людей, для которых наблюдательность, уметь подмечать детали - профессиональные качества.

«Пятнадцатого июня сего года (1988), - гласит рапорт, - в 21 час пять минут в дежурную часть Борисовского городского отдела внутренних дел поступило сообщение от гражданина Г.Е. Климашонка о том, что в доме, где он проживает со своей женой, происходят таинственные явления, связанные с самопроизвольным движением различных предметов, находящихся в квартире. По данному адресу был направлен наряд патрульно-постовой службы. Прибывшим старшему сержанту милиции С. Шуляку и сержанту В.Христолюбову хозяева заявили, что в течении последних дней в доме непонятным образом перемещаются предметы (обувь, кухонная посуда и т.п.), самопроизвольно вывинчиваются пробки из электросчетчика и по прямолинейной траектории с поворотом на 180 градусов вылетают из дома во двор или на улицу; сбрасываются постельные принадлежности с кровати, переворачивается вверх ногами стол, падает, при этом не разбиваясь, трельяж; открываются окна, через которые на улицу вылетают подушки, одеяла, матрац, и иные вещи.

В одной из комнат милиционеры обнаружили поваленный на пол зеркалом вниз трельяж, кровать со сброшенным на пол матрацем, одеялами и подушками. Произведя осмотр помещений дома и не обнаружив посторонних лиц, старший сержант милиции С.Шуляк попросил всех выйти из комнаты, уходя последним, обратил внимание на женский зонтик, лежавший на стуле. На веранде милиционеры продолжили беседу с хозяевами и соседями. Через несколько минут соседка неожиданно вскрикнула. Позади нее что-то упало на пол. С. Шуляк, стоявший рядом, обнаружил, что на полу лежит женский зонт, который ранее находился на стуле в комнате. Соседка заявила, что зонтик ударил ее в спину, после чего упал на пол. Момент пролета предмета никто не видел.

Милиционеры поехали в горотдел и доложили дежурному. По адресу выехал старший оперуполномоченный Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности майор милиции А. Макаревич. Все люди, бывшие в доме, были выведены на улицу. Через некоторое время в помещении неожиданно погас свет, и на улицу вылетела предохранительная пробка, которая, отлетев от дома метров на 10-15, ударилась в забор. Сотрудники не обнаружили в электросчетчике одной пробки. Хозяева пояснили, что пробки вылетают несколько раз в течение дня и показали груду - 20-30 битых».

Прервем на минуту ход событий, изложенных в рапорте. К сожалению, из дома на улицу вылетели не только пробки или зонтик. Нередко невольными свидетелями событий становились посторонние люди, соседи. Вот один из эпизодов, рассказанных соседкой Вандой.

- Если бы мне это кто-то рассказал, - говорила она, - ни за что не поверила бы - настолько невероятные вещи происходили. Стоим мы с Надеждой Исааковной, к примеру, во дворе возле дома, разговариваем. Вдруг сзади на цементную дорожку опускается сковорода с блинами, накрытая тарелкой, кастрюля с супом и чайник. Мгновение назад вся посуда вместе с содержимым находилась на газовой плите. Подошли к двери на веранду, а оттуда вылетает табурет, вслед за ним качан капусты и три ложки...

«На следующий день, - продолжает подполковник свой рапорт, - начальник отдела поручил дальнейшую проверку заявления старшему участковому инспектору майору милиции Н. Каршакевичу. По указанному адресу выехала оперативная группа в составе майора милиции Н. Каршакевича, старшего следователя майора милиции П. Можейко, участкового инспектора лейтенанта В. Нечаева. В течении полутора часов, проведенных в доме сотрудниками, ничего подозрительного не произошло, но когда они направились к машине, в калитку ударилась пробка. Вернувшись, опергруппа обнаружила отсутствие одной пробки в счетчике. Хозяйка дома находилась на веранде и утверждала, что ничего не заметила.

17 июня начальник Городского отдела внутренних дел сообщил о происшествиях дежурному Управления внутренних дел Минского облисполкома и председателю Борисовского горисполкома В. Сягровцу. В тот же день начальник Городского отдела внутренних дел, председатель горисполкома вместе с секретарем городского комитета Коммунистической партии Белоруссии и заместителем начальника Городского отдела внутренних дел посетили дом по указанному адресу. В их присутствии никаких таинственных явлений не произошло. Однако старший оперуполномоченный уголовного розыска майор милиции Н. Павловец, прибывший на место происшествия ранее, заявил, что закрученные им лично до упора пробки в течении получаса частично вывернулись. Об этом он узнал в тот момент, когда погас предварительно включенный на веранде свет.

Позже по указанному адресу побывали заместитель начальника Городского отдела внутренних дел майор милиции Ю. Карташов и старший уполномоченный розыска капитан И. Шило. Во время разговора с жильцами на веранде, из двери в комнату, где расположен электросчетчик, неожиданно вылетела пробка, перемещавшаяся в пространстве в сторону головы майора Карташова. Не долетев пару метров, она резко упала на пол. Во время движения пробка изменила направление полета, развернувшись влево по направлению к первоначальному направлению. Незадолго до этого Карташов лично с усилием завернул до упора обе пробки.

Осмотр комнаты показал, что в помещении никто не присутствовал. Счетчик укреплен на внутренней стенке, напротив двери. Высота от пола - примерно два с половиной метра. Дотянуться до него взрослый человек может, может лишь став ногами на стул...

18 июня, будучи ответственным по Отделу, по указанному адресу выезжал заместитель начальника по политчасти капитан милиции В. Крапивко совместно с участковым инспектором С. Якубовским... Обо всех событиях капитан милиции В.Крапивко сообщил по телефону научному сотруднику Белорусского государственного университета им В.И. Ленина. Последний заверил, что непременно сообщит об имеющих место таинственных явлениях в Академию наук Белорусской ССР...

Подполковник милиции А. Шибалко, начальник

Борисовского городского Отдела внутренних дел.

Рапорт подполковника упоминает, что сообщение о феномене в конце концов было передано в Минский университет и в Белорусскую академию наук. Такая последовательность событий представляется более или менее постоянной: сначала милиция пытается разобраться в происходящем собственными силами, потом, убедившись в своем бессилии, криминалисты вынуждены бывают обратиться за помощью к науке.

В г. Енакиеве (Украина) зимой 1986-1987 гг. жертвой полтергейста оказалась семья, проживавшая в квартире большого многоквартирного дома. Все началось с появления в оконном стекле круглого отверстия с оплавленными краями размером с пятикопеечную монету. После этого в квартире начались обычные для феномена вещи - передвижения и полет предметов, падение мебели и т.д. Обстоятельством, которое отличало здешний полтергейст от большинства других, были пожары, которые вспыхивали спонтанно, но всякий раз в присутствии подростка Саши К. тринадцати лет. Внезапно и беспричинно на глазах у всех загорались книги, ковры, одежда, в том числе дорогие и любимые Сашины джинсы. Мать Саши школьная учительница русского языка, рассказывает:

- Я окончательно перестала что-нибудь понимать, после того как, положив в стиральную машину белье, увидела как оно начало воспламеняться. У нас в квартире все сгорело. - В глазах женщины слезы. - Живем в непрестанном страхе: если засыпаю, то дежурит муж. Если спит муж и Саша, то не сплю я. Боимся угореть, боимся сжечь весь многоквартирный дом.

Пожарные, вызванные по тревоге, приезжали в их квартиру девять раз. И несколько раз огонь вспыхивал в присутствии пожарных и милиции. Однажды пламя внезапно появилось в ванной. Минуту - полминуты все смотрели на поток огня шириной около 0,5 м, который с ревом вырывался прямо из стены. Когда огонь прекратился, внезапно, как и начался, край ванны оказался слегка теплым, но краска на стене даже не обгорела.

Чтобы уберечь вещи, бывшие в доме, их пришлось распихивать кое-как по ящикам и чемоданам и вынести сначала просто во двор. Потом решено было переехать на время к Сашиной бабушке.

- В тот день, - рассказывает бабушка, - я помыла пол и мокрую тряпку возле стенки расстелила на просушку. И вдруг вижу, моя розовая тряпка чернеет, от нее идет дым.

- И верить не хочется и не верить нельзя, - комментирует сосед по дому, - если бы я не знал тех, у кого это происходит, подумал бы, что ради получения крупной страховки «химичат». Так у них-то имущество не застраховано и люди они честные. Мы тридцать лет в соседстве живем. Все говорят, пацан виноват.

«Пацан виноват» - эту удобную версию безоговорочно приняла и местная милиция, заведя на людей, которые к ним же обратились за помощью, уголовное дело.

Вячеслав Чернов, подполковник милиции, начальник Отдела внутренних дел города высказался по этому поводу так:

- Ни в какую мистику наше ведомство, понятно, не верит. Нам нужны мотивы, факты, доказательства. Делом Саши К. у нас занимаются два опытных работника Городского отдела милиции, капитан Н. Курдов и старший лейтенант Л. Скурат. Зная, какой огромный интерес среди населения вызывает это дело, наши товарищи подошли к нему с внимательностью: опрошены многие свидетели, собраны различные вещественные доказательства. Есть многое, но нет, пожалуй, главного - признания человека, который по болезни, из желания или по каким-то иным причинам организовал пожары. Установить его личность - наша задача, и мы ее в ближайшее время решим. Сегодня есть только подозреваемый, а этого не достаточно...

Доказательства, которого так хотел получить подполковник - «признания» подростка, он все-таки не получил.

- Я так и знала, что вы все свалите на моего сына, - заявила мать Саши следователям. - Я не согласна с этим заключением. Мальчика своего не разрешу допрашивать.

То, что мать-учительница знала законы и оказалась непреклонна, избавило мальчика от психологической травмы... Впрочем, при желании, а оно у милиции было, раздобыть «доказательство», как оказалось не составляло труда. Вскоре подполковник демонстрировал его в своем кабинете. Положив в пепельницу кусок ткани, он сначала смачивал его каким-то реактивом, затем посыпал порошком, после чего лоскут ярко вспыхивал. При этом начальник Отдела внутренних дел оглядывал присутствующих с победным видом, с завидным простодушием, поясняя, что чудодейственный состав предоставил ему Донецкий институт физико-органической химии Академии наук... Как бы то ни было, благодаря столь убедительному эксперименту, возведенному в ранг доказательства, двухтомное дело о поджогах в семье К., проживающей в городе Енакиеве, было благополучно завершено. «Объяснение» возгораний было найдено...

Как оказалось, проблемой полтергейста уже много лет занимаются исследователи из разных лабораторий и научных институтов страны. Карта, на которой мы попытались бы расположить их, охватила бы территорию от Прибалтики до Новосибирска и от Ленинграда до Закавказья. То, что, как правило, это люди самых разных специальностей, объяснимо: никто не может с точностью сказать, к какому разряду явлений можно отнести этот феномен. Профессиональный и региональный разброс исследователей как бы повторяет разнообразие форм, в которых проявляется феномен, и его способность появиться в самой неожиданной точке. Для полтергейста не существует ни расстояний, ни городской, ни сельской местности... Забавно, что представители каждой из наук, приглашаемые для исследования полтергейста, всякий раз находят полное ему объяснение, причем каждый в рамках своей отрасли знания. Впрочем, воздержимся от иронии по поводу названных ранее объяснений. Делать это слишком легко, чтобы стоило этим заниматься. Отметим лучше пусть тщетные, но, хочется думать, искренние усилия ученых найти ответ на вопрос о природе полтергейста. И если мысль их оказалась бессильна, будучи опутана узами идеологических мировоззренческих пут, то это не их вина, а беда...

С чего начинает наука изучения любого явления? С попыток его систематизации. Но по какому признаку можно было бы систематизировать полтергейст? Хотя и сложно, но в каких-то пределах, это, очевидно, все-таки возможно, и советские исследователи пытаются это делать. По расчетам исследователя И.В. Винокурова, большая часть событий, связанных с полтергейстом, происходит в вечерние часы, а из дней недели - по субботам и воскресеньям (в 1,5 - 4 раза чаще, чем в остальные дни). При этом, чем интенсивнее вспышка, тем быстрее следует затухание. Другая закономерность - объектом воздействия полтергейста чаще оказываются диэлектрики - мебель, одежда, ткани. Металлические изделия оказываются объектом его воздействия значительно реже.

Систематизировать события возможно также и по тому, как они группируются. Исследователь феномена В.Н. Фоменко отмечает, что довольно часто один за другим опрокидываются или переворачиваются холодильник, кровать, сервант, т.е. тяжелые предметы. Серией идут также раскачивание и разбивание люстр, отвинчивание ножек у кушеток и приемников. В какой мере такая систематизация и группировка по признакам приближают нас к пониманию феномена? Не берусь судить, но тем не менее даже такой опосредованный и долгий путь внушает мне большую надежду, чем послушное следование готовым схемам.

Вообще же в самом количестве версий и объяснений полтергейста недостатка нет. Что касается множественности предполагаемых гипотез, то в этом можно усмотреть упорство мысли, стремление на том или другом пути найти решение проблемы. Упорство достойное уважения само по себе. Если бы нужно было вычленить суть предполагаемых гипотез, я сказал бы, что она заключается в попытке примирить феномен с привычными реальностями мира, в котором мы живем, заставить его вписаться, если не в физические законы, то хотя бы в логику нашего мира...

Говорит руководитель секции по изучению аномальных явлений (г. Горький) Ермилов: «...Изучение явления заставило нас склониться к тому, чтобы признать существование неких тонких структур. Это структуры, имеющие свойство разумности, могут реагировать, подчиняясь определенным командам. Некоторые экстрасенсы говорят, что видят такие структуры, описывают их. По их описаниям, выглядят они разнообразным образом: в случаях, связанных с полтергейстом, упоминают, в частности, антропоморфные формы. С этим, возможно, бывает связано и восприятие призраков человеческих фигур, часто сопровождающих феномен... Иногда это могут быть формы, напоминающие животных, но ни коем образом не воспроизводящие ни одно из известных нам, скорее это некая комбинация, напоминающая иногда страшные персонажи сказок или мифов.

Сын Белоусовых (в семье которых произошел полтергейст), тринадцати лет, был погружен в гипноз. Когда он был в этом состоянии, ему задали вопрос: «Кто двигал шкаф?» Мальчик ответил: «Существо вроде ежика или свиньи с рогом, но без ног».

Есть предположение, что в то время, как некоторые из этих сущностей наделены собственным бытием, другие могут инициироваться мысленно - волевым усилием человека, представляя собой некую «мыслеформу»...

- Мы считаем, - говорит Ермилов, что одной из причин полтергейста может быть инициация и активизация в пространстве неких тонких структур. Методы воздействия на эти сущности - приемы известные из магической практики. Это воздействие на них в строго определенное время и с использованием определенных кодовых символов...

Мысль о каких-то сущностях, живущих рядом с нами и не воспринимаемых органами наших чувств, присутствовала в человеческом сознании практически всегда. Это представление пронизывает все верования, мировые религии и мифологию разных народов. Можно с уверенностью утверждать, что в истории человечества не было цивилизации, в системе воззрений которой не присутствовал бы этот элемент...

Неспособность наша к восприятию подобных тонких структур, иных сущностей, сравнима, возможно, только с неспособностью насекомых или, скажем, пчел воспринять наше собственное существование, то есть существование человека. В той реальности, в которой пребывают они, нет ни человека ни человечества. Подобно пчелам или насекомым, обитающим в природе, мы не воспринимаем иных сущностей, обитающих рядом с нами. Правда, мы хотя бы догадываемся, что они есть. Но каково бытие этих сущностей, каковы их мотивы и цели, если они вообще присущи, этого мы знать не можем.

Не исключено, впрочем, что эти не воспринимаемые нами сущности - только часть некоей запредельной реальности. Последние годы в научной литературе появляются допущения и даже доводы в пользу существования миров и Вселенных, как бы параллельных нашему Миру. Эта параллельность, взаимная невосприимчивость и возможные зоны соприкосновения в пространстве возвращают нас к главной теме сегодняшнего разговора - полтергейсту... Исследования и размышления исследователей о природе полтергейста ставят вопрос таким образом: либо это феномен, врывающийся в нашу действительность как некий протуберанец, исходящий из иного измерения или иного Мира; либо сами реальности нашего Мира значительно шире, чем мы привыкли представлять себе это». [31, стр.5-45].

Эта лекция была бы неполной, если бы мы не коснулись еще одного достаточно объемного раздела научных аргументов, которые пока не получили должного объяснения в рамках современной науки. А именно, визуальной фиксации неких энергетических и тонкоматериальных образований посредством фотографии.

В сентябре 1983 года житель Ростова-на-Дону В. Рыжков, отдыхая в Крыму, поднялся на Ай-Петри, фотографировал окрестности. А приехав домой проявил пленку и не поверил глазам: на снимках четко выделялись большие темные объекты на вершине горы. При съемке Рыжков их не видел, а объектив зафиксировал. Оказалось, что все дело в обычном фильтре ЖС-17, который обрезал часть спектра, сгустив объекты на фоне неба. Конечно, если бы фотограф внимательно пригляделся, он бы заметил эти объекты в виде голубоватых форм на синем небе. Но разве могло это прийти в голову?

Подобных примеров можно привести сотни. Наш глаз либо не видит многие физические явления в атмосфере и на поверхности Земли, либо воспринимает их неправильно. И как только это поняли и заменили несовершенное зрение беспристрастной техникой, посыпались удивительные открытия. Наиболее интересные результаты получил итальянский исследователь Лучиано Бокконе. О них он рассказал в своей книге НЛО - невидимая реальность .

На вершине большого уединенного холма Бокконе устроил лабораторию, оснастив ее различной регистрационной аппаратурой - фотометрами, термометрами, магнитометрами, регистраторами альфа-, бета- и гамма-излучений, фото- и кинокамерами. Были и живые индикаторы - собаки. Принцип исследований определили предельно просто: аномальные и необъяснимые отклонения в показаниях любого прибора свидетельствуют о наличии НЛО. Таких свидетельств было множество. За три года работы Бокконе собрал огромный материал. Причем создавалось такое впечатление, что таинственные явления чем дальше, тем больше рвались к Бокконе, чуть ли не распихивая локтями друг друга. Их регистрировали приборами, запечатлевали на пленку, видели невооруженным глазом. Постепенно раскрывались и их свойства.

Поражала исследователей, если можно так выразиться, некая осмысленность их поведения. Все эти облака, сгущения неведомых полей, светящиеся шары в видимой, а чаще невидимой - инфракрасной и ультрафиолетовой - части спектра словно демонстрировали людям свои возможности - проносились или проплывали над ними, меняли скорость и направление полета, трансформировались в разные формы. Постепенно Бокконе пришел к выводу, что имеет дело с эфирными формами жизни. И дал им имя - краттеры. Вот как он сам пишет об этих объектах.

Эти эфирные формы жизни, эти объекты - живые существа, и связанные с ними феномены не относятся к нашей трехмерной реальности, типичной для частотной полосы нашего видимого спектра. Это проявления чуждой нам жизни. Это, несомненно, живые существа - светлые и темные, плотные и прозрачные, плазматические формы, энергетические превращения, тающие облака и туманы, невидимые аморфные массы, не имеющие ничего общего с нашей физической реальностью. Это блуждающие огни, это энергетические феномены, повторяю - невидимые, но физические - запечатлены на фотопленке по показаниям приборов, когда находились над исследуемым районом, над берегом и морем, когда они передвигались на большой и малой высоте или находились на самой почве на небольших расстояниях от нас, когда скользили с невероятной быстротой по склону холма или в небе над городом, когда приземлялись или взлетали, когда покачивались над большими пожарами и превращались в большие плазматические существа, следовали за воздушными лайнерами или висели на небольшой высоте над промышленными комплексами, над воздушными и морскими портами городов . [32, стр.200].

Материалы, полученные Л. Бокконе не единственные в своем роде. Интересные фотоснимки получены группой А.Ф. Охатрина, Л.С. Прицкером и другими исследователями.

Подводя черту приводимому обзору аргументов, которые можно считать объективными в материалистическом понимании этого слова, необходимо добавить, что речь не идет о строгом доказательстве некоего утверждения, поскольку, как уже было показано, возможны многочисленные толкования известных фактов. Главное назначение четырех последних лекций - привести материалы, побуждающие к размышлению и исследованию. Первым шагом для понимания природы таинственных явлений должно явиться разрушение барьера это невозможно , который ограничивает наше сознание.

Математически доказать бессмертие души нельзя, как нельзя и опровергнуть- писал образованнейший человек Александр Мень, - Почему это так? Когда знаменитый русский химик Бутлеров пытался с помощью материалов по медиумизму доказать бессмертие души, комиссия, возглавляемая его коллегой Менделеевым, признала эти факты недостаточно убедительными. В отчете Менделеев писал, что доказательств нет, но как человек, выросший в христианской традиции, он предпочитает сохранять веру в бессмертие.

Еще раз скажу почему нет этих доказательств. Потому, что если бы они были ясными и неопровержимыми, то призыв к творчеству, к добру и совершенствованию звучал бы как приказ, звучал бы как навязанное, как жестокая мысль. Человек был бы приперт к стенке и не имел бы свободы выбора. Но тогда личность была бы унижена. Перед лицом Творца человек только тогда является его образом, когда он свободно и добровольно идет к нему навстречу, когда он совершает прыжок через пропасть, когда он осуществляет, как говорил Блез Паскаль, риск веры, идя навстречу ему. И поэтому, каковы бы ни были научные данные, которые будут подкреплять наше представление о бессмертии, в основе всего должно быть направление нашей воли, вектор и стрела нашей воли, которая направлена в вечность, к добру, которая идет навстречу призыву Творца, звучащему в Евангелии: Будьте совершенны . [3, стр.23].

«Выше уже шла речь о том, что представления о существовании души являлись важнейшим элементом всех, пожалуй, без исключения религиозных систем. Постепенно, по мере вытеснения религиозной системы мышления научной, элементы религии, не нашедшие подтверждения в рамках методологии нового мировоззрения, вытеснялись, - таким образом произошел окончательный отказ от идеалистической концепции души. Прагматическая направленность науки, исключение ею из сферы своих интересов человека, его психической, духовной конструкции, полностью закрыла дорогу любым попыткам поиска материалистического осмысливания и понимания имеющегося колоссального массива странных фактов, переводя их в разряд мифов и сказок. В конце прошлого века крупнейший американский психолог Уильям Джеймс писал по этому поводу: «Сколь постыдным для науки является тот факт, что огромная масса человеческого опыта брошена ею на произвол судьбы...» Все это делает возврат к гипотезе души в современных условиях крайне затруднительным. Сегодняшняя ситуация такова: выиграна многовековая ожесточенная битва с церковным идеализмом, и бесспорно доказано, что в ставшем господствующим мировоззрении - материализме совершенно нет места для души. Понадобилось не очень много времени для того, чтобы осознать, что это была даже не пиррова победа - это была настоящая катастрофа. Научная теория, отражавшая какой-то, пусть даже очень важный и прогрессивный этап познания, получило самое широкое распространение и на целые столетия определила характер мироощущения миллионов людей, и это оказало ужасающее по своим последствиям влияние на общественную мораль... Воцарившееся мировоззрение отмерило человеку всего краткий миг, вспышку света перед черным провалом небытия. Далекий от совершенства завершенности материализм породил материократию, и человек стал ощущать себя гостем в этом мире, гостем, который уходит в конце концов навсегда. Все его помыслы и мечты, все сознание человека оказалось сосредоточенным на собственной жизни, собственных интересах, на получение сиюминутной выгоды, оказалось подчиненным примату материальных благ. Над Землей повис бесшабашный лозунг: «После нас хоть потоп!» [2, cтр.250].

Использованная литература

1. Мысли мудрых людей на каждый день / Собраны Толстым Л.Н. - М.: Художественная литература, 1990.

2. Максим Карпенко. Universum Sapiens (Вселенная Разумная).- М.: 1992.

3. Мень Александр. Тайна жизни и смерти. Культура и религия. М.: Знание, 1992, № 1.

4. Индусская книга Смерти (Гаруда - Пурана Сародхара). Пер. с санскрита. Под общ. ред. Неаполитанского С.М. - Л.- Рига: Изд. IEC, 1991.

5. Тибетская книга мертвых (Бардо Тедол): Пер. с англ.- СПб.: Издательство Чернышева, 1992.

6. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост.: Назаров В.Н., Сидоров Г.П.- М.: Политиздат, 1990.

7. Блаватская Е.П. Введение к Тайной доктрине / В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии.- Репринт. изд.- Харьков: РИО облполиграфиздата, 1991.

8. Форд А. Жизнь после смерти: Как об этом было рассказано Джерому Эллисону.- Л.: Леиздат - МП Вестник , 1991.

9. Гуревич П. Уйти, чтобы вернуться. Наука и религия, май, 1991, № 5.

10. Данте А. Божественная комедия / М.: Интерпракс, 1992.

11. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т.1 Ч.2-3. Изд-ва Экополис и Культура, Андреев и сыновья, 1991.

12. Безант А. Древняя мудрость. - М.: Лотос, 1990.

13. Гелева П.А. Возвращение спиритизма. Наука и религия, май, 1991, № 5.

14. Баркер Э. Письма живого усопшего. - Барнаул: Издательство Аккем, 1991.

15. Фламмарион К. Неведомое. - Хабаровск: Амур, 1991.

16. Моуди Р. Жизнь после смерти. Машинописный перевод Изд. Стекпоул США, 1976.

17. Тростник на солнечном ветру. Вечерняя Алма-Ата № 237 от 15 октября 1990.

18. Чаша Востока. Письма Махатмы / Перевод Искандер Ханум, - Хабаровск: Изд-во Амур, 1991.

19. Лидбитер Ч. Ясновидение .- Вильнюс: Satwa , 1992.

20. Блаватская Е.П. Пролог (Проэма). Страницы из доисторической летописи. / В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии. - Репринт. изд.- Харьков: РИО облполиграфиздата, 1991.

21. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. - М.: СП «Соваминко», 1989.

22. Инюшин В.М. Элементы теории биологического поля. - Алма-Ата, 1978.

23. Техника - молодежи. - 1980, № 3.

24. Горбовский А.А. В круге вечного возвращения? Три гипотезы. - М.: Знание, 1989.

25. Цит. по: American Journal of Psychiatry. - Wash., 1980.

26. Эзотерика. Т-III Парапсихология: Учебный курс. Пер. с нем. - М.: Русский капитал, 1992.

27. Письма Елены Рерих. Печатается по тексту первого тома «Писем Елены Рерих». 1929-1938 гг. Рига, 1940. Предприятие «Алгим» и Т.О.О. «Аура» по заказу Сибирского Рериховского Общества при содействии внешнеторговой фирмы «Омь». - Новосибирск: Издательство «Вико», 1992.

28. Аномалия. Всероссийское издание центра «Ленинформ» и Всесоюзной уфологической ассоциации при участии Комитетов по энергоинформационному обмену в природе, 1991, № 9.

29. Аномалия. Всероссийское издание центра «Ленинформ» и Всесоюзной уфологической ассоциации при участии Комитетов по энергоинформационному обмену в природе, 1990, № 4.

30. Малдун С., Каррингтон Х. Смерть взаймы, или выход астрального тела. - Алма-Ата: Казахстан, 1992.

31. Горбовский А.А. Незваные гости? Полтергейст вчера и сегодня. - М.: Знание, 1990. (Серия «Знак вопроса»; № 5).

32. Валентинов А. НЛО - живые существа? В сб. Загадки звездных островов. Кн. 5/Сост. Ф.С. Алымов. - М.: Мол. гвардия, 1989.

33. Чего не было со мной - помню... Строительная газета № 177 (8944) от 2 августа 1989.

/журнал Грани эпохи № 7 осень 2001г. / дата публикации

<<< // >>>

публикации | наука | точка зрения | эпика скорби | жемчужины мудрости | литература | A и W | почта | архив | библиотека | документы | редакция