Владимир Ефимчук,
общество Живой Этики
г. Волжский Волгоградской области

 

Можно ли читать комментарии к Учению?

 

Интересная сложилась ситуация. Автор статьи Книги Л.Дмитриевой: популяризация или профанация? отмечает: Мы знаем, что многие в Рериховском движении гласно и негласно поддерживают Дмитриеву . Но из публикаций интернет-журнала Агни не видно, чтобы защитников Л.Дмитриевой было много.

Ради любопытства опросил знакомых, как они относятся к книгам Л. Дмитриевой Тайная Доктрина Е.Блаватской в некоторых понятиях и символах . Оказалось, что никто из опрошенных вовсе не считает их заменой Тайной Доктрины Е.Блаватской. Наоборот, чтение этих книг привело к потребности обратиться именно к первоисточникам, которые до того были малопонятны. Некоторым же, в основном людям со средним и неполным средним образованием, книг Л.Дмитриевой оказалось достаточно, чтобы получить представление о том, что существует Иерархия Света, управляющая эволюцией человечества, что есть не только видимый Плотный, но и Тонкий и Огненный Миры, что земное существование человека – это только школа на его беспредельном пути от образа до подобия Творца. Эти люди честно признают, что Тайная Доктрина им не по зубам, по крайней мере, в текущем воплощении. Так что же, говорить этим людям – читайте только Тайную Доктрину и никаких её толкований? В таком случае давайте учить первоклассников не арифметике с её примитивными примерами, а математическому анализу и квантовой механике. На мой взгляд, если не даётся Тайная Доктрина , то лучше уж читать Л.Дмитриеву, чем Бейли, Профет, Наумкина и иже с ними.

Конечно, вмещение пар противоположений даётся с трудом. С одной стороны - Истина должна быть сохранена в тайне . С другой - Истина должна быть возвещена [1].

С одной стороны - Очень опасны именно комментарии на Учение... [2]. С другой – Есть ещё неплохая книжечка Джаджа Океан Теософии , но всё это лишь толкования той же Тайной Доктрины и хороши для самых начинающих [3]; Так пусть никто не думает, что чтение книг запрещается. Это ересь. Но пустьумеют разбираться в достоинстве их [4]; Люди, утверждающие, что они следят за правильным толкованием Учений, часто повинны именно в обратном [5].

Безусловно, в книгах Л.Дмитриевой недостатки есть. Но разве мы забыли, что сказал Спаситель: Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень (Иоан.8:7). Тогда безгрешных не нашлось. Сейчас, судя по полемике, они появились.

Конструктивная, доброжелательная критика необходима. Но где она, такая критика? В условиях, когда так необходимо единение, когда ценен каждый стремящийся к Свету, налицо бездоказательные обвинения со смехотворной аргументацией.

Как можно заставить всех обернуться в одном направлении? Но, смотря в различные стороны, люди будут видеть различное, не являя вреда общему благу. Пусть смотрят в разные стороны. Пусть наблюдают все точки звёздного пространства. Нужно, чтобы глаз научился наблюдать. Пусть пользуются всеми общими накоплениями, только соблюдая общее благо. Позволяйте пользоваться всеми источниками, и тому будет больше, кто больше вместит. Явление горения духа так многоразлично. Но пусть лучше ошибётесь, пусть преувеличите возможности блага, лишь бы не умалить. Проходя по лугу, не срывайте цветы без нужды. Уходя, думайте, что даже самый неповоротливый сотрудник может дать свой камень постройке. Не нужно откидывать, пока не перейдена линия предательства. Судите по этому чёрному признаку [6].

Известно, как укоротить черту, не прикасаясь к ней, – надо рядом нарисовать более длинную. Вы, критикующие книги Л.Дмитриевой, напишите лучше!

 

 

Литература

1. Письма Махатм. Самара, 1993. Стр.8.

2. Письмо Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису от 17.05.1934. Елена Ивановна Рерих. Письма. Том II (1934 г.). М.: МЦР, 2000, стр.117.

3. Письмо Е.И.Рерих А.И.Клизовскому от 30.06.1934. Елена Ивановна Рерих. Письма. Том II (1934 г.). М.: МЦР, 2000, стр.199.

4. Там же, стр.201.

5. Письмо Е.И.Рерих К.И.Стурэ от 14.06.1934. Елена Ивановна Рерих. Письма. Том II (1934 г.). М.: МЦР, 2000, стр.163.

6. Знаки Агни Йоги, §310. Русский духовный центр, 1992.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

6 дата публикации: 2001