Памяти П.Ф. Беликова

 

От редакции: Уважаемые читатели! Сегодня, 29 июля 2001 года, Павлу Фёдоровичу Беликову исполнилось бы 90 лет. Оценить вклад в развитие рериховского движения, который сделал этот удивительно скромный человек, вряд ли можно даже познакомившись с трудом всей его жизни. Но мы надеемся, что даже этот небольшой материал поможет представить масштаб личности и деятельности Павла Фёдоровича

Фотография П.Ф.Беликова с автографом С.Н.Рериха

«Когда мне было лет тридцать, я думал, что могу многое сказать о Рерихе, стремился к этому. Обстоятельства сложились так, что я вышел на профессиональную арену с чувством, что теперь-то я могу сказать о Рерихе так как надо. Когда на исходе шестой десяток, я гадаю - смогу ли я до конца жизни вообще сказать о Рерихе то, что нужно и так как нужно.»

П.Ф.Беликов

***

Библиография работ П.Ф.Беликова, опубликованных на русском языке.

1) Н.К.Рерих Моя жизнь . Предисловие и комментарии к публикации нескольких очерков в журнале Наш современник №7, 1967 год.

2) Библиография литературных произведений Н.К.Рериха . УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Тартуского Университета. Выпуск 217, 1968 год, Тарту.

3) Рерих и Горький . УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Тартуского Университета. Выпуск 217, 1968 год, Тарту.

4) Н.К.Рерих Листы дневника . Предисловие и примечание к публикации очерков в историко-биографическом альманахе Прометей , Москва, 1971 год.

5) Николай Рерих и Индия . Сборник АН СССР Страны и народы Востока , выпуск XIV, Москва, 1972 год.

6) Рерих . Книга из серии ЖЗЛ. Москва. 1972, 1973 гг.

7) О литературном наследии Н.К.Рериха . Сборник литературно-теоретических исследований Контекст 1973 год . Москва, 1974 год.

8) Н.К.Рерих — исследователь Азии . За науку в Сибири 11 сентября 1974 года. Новосибирск. Повторение в журнале Сибирские огни № 10, 1974 год.

9) Биографический очерк Н.К.Рерих , примечания, библиография трудов Н.К.Рериха и книг о нем. В книге Н.К. Рерих. Из литературного наследия , Москва, 1974 год.

10) Праздник мудрой красоты . Правда Бурятии 20 мая 1975 года, Улан-Удэ.

11) Свет таланта . Балкал № 5, 1975, Улан-Удэ.

12) Последняя научно-исследовательская экспедиция Н.К. Рериха . Сборник тезисов конференции Рериховские чтения. 1976 год. Новосибирск, 1976 год.

13) Институт Урусвати . Сборник Страны и народы Востока , выпуск XIX, Москва, 1977 год.

14) Пакт Рериха . Памятники Отечества , книга 3, Москва, 1977 год.

15) Принадлежит моей Родине . Огонек № 35, 1978 год.

16) Пакт Н.К.Рериха по охране культурных ценностей . Сборник Н.К. Рерих. Жизнь и творчество , Москва, 1978 год

17) В Гималаях . Сборник Н.К. Рерих. Жизнь и творчество , Москва, 1978 год

18) Институт Урусвати . Сборник Н.К. Рерих. Жизнь и творчество , Москва, 1978 год

19) Личное участие членов семьи Н.К.Рериха в работе института Урусвати . Сборник тезисов конференции Рериховские чтения. 1979 год. Новосибирск, 1980 год.

20) Величайший победитель в битве (воспоминания П.Ф.Беликова о Ю.Н.Рерихе) . Интервью в журнале Огонек № 9, 1982 год.

21) Величайший победитель в битве , (полный текст интервью в библиотеке Огонек ) № 44, Москва, 1984 год.

 

***

...по специальности я не искусствовед...

Недавно наши книголюбы и специалисты по литературе и искусству познакомились с новой книгой о замечательном русском художнике Н. К. Рерихе, вышедшей в полюбившейся читателю серии «Жизнь замечательных людей».

Интерес к ней был настолько велик, что едва появившиеся книги мгновенно исчезали с прилавков книжных магазинов Таллина и Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Интерес к личности Рериха в последние годы очень вырос, в то время как отрывочные знания о нем бытуют рядом с легендами.

На выставке. (снимок сделан в середине 70-х годов)

Автор книги — Павел Федорович Беликов (на снимке вместе со Святославом Николаевичем) живет недалеко от Таллина, в маленьком поселке Козе-Ууэмыйза. Рерих будто поселился в его доме давно и надолго. Он везде — в портретах на стенах, на редких фотографиях и, конечно же, в незабываемых рериховских красках.

Здесь много памятных: вещей, связанных с Рерихом, многие присланы из далекой Индии «его сыном Святославом. В кабинете Павла Федоровича царит порядок, какой бывает в архивах и кабинетах учёных-исследователей; тут ценнейшие архивные документы, редкие книги и монографии, папки с уникальными письмами, картотеки, малоизвестные материалы о жизни и деятельности Рериха, Здесь, в этом мире рукописей и книг, полыхающие рериховские краски имеют какое-то особенное значение. Павел Федорович вынимает альбомы с фотографиями, присланными из разных стран; Рерих с экспедицией в «небесной империи» — Тибете, его домик в Кулу (место, где он постоянно жил в Индии), семейные снимки. Вот на фотографии русский гуру» с индийскими крестьянами, они преподносят ему традиционную гирлянду цветов.

В маленькую квартирку, из окон которой виден весь поселок, близко подступивший к нему лес, ближние и дальние поля, идут письма отовсюду: из Академии художестве и научных институтов в Москве, Новосибирске, Париже, Алтае, из Индии, из музея им. Рериха в Нью-Йорке и т. д.

Нет, хозяин этих сокровищ по профессии не искусствовед и не историк. Его специальность — экономист, и работал он в системах «Международная книга , «Союзпечать». «Гидрометеослужба»), в последние годы был главным бухгалтером Козеского отделения «Эстсельхозтехники». И одновременно исследовал жизнь и творчество Н. К. Рериха, занимался философией, историей культуры народов Востока, искусствоведением. «Так уж получилось, -- говорит Павел Федорович и при этом как-то лукаво щурится, — Хлеб насущный давало одно, духовную пищу — второе. И знаете, ничто друг другу не мешало , никакого раздвоения трудового пути не было и быть не могло.

Древние греки говорили, что детям нужно давать в руки ремесло и, по меньшей мере, два вида искусства. Как это верно! Без этого нельзя воспитать гармонически развитого человека будущего».

Более тридцати лет отдано Павлом Федоровичем изучению и исследованию творчества Рериха.

«Искусством и философией я увлекался всегда, что может быть интереснее сочетания искусства и философии в жизни, в человеке? Все это я нашел и люблю в Рерихе. Он — мыслитель и художник одновременно

Но одними только средствами живописи, даже такими, как у Рериха, — его обобщённостью, символичностью, экспрессивной цветовой гаммой, для выражения множества проблем, волнующих людей, — не обойтись. Поэтому закономерно появление Рериха-писателя.

Трудно до конца понять его картины, не будучи знакомым с его литературным наследием, с его раздумьями над природой и жизнью. Личность Рериха бесконечно многообразна и богата. Не зная Рериха-писателя, мы не узнаем Рериха-археолога, общественного веятеля, путешественника, этнографа, юриста, искусствоведа, педагога...».

Более тридцати лет интереснейшего труда, но одновременно кропотливого и тяжелого. За это время Павлом Федоровичем проделана огромная работа — собраны почти все рериховские литературные первоисточники, многие из которых были до этого неизвестны. Впервые составлена опубликованная в «Ученых записках ТГУ» полная библиография Н. К. Рериха; его изданные и находящиеся в рукописях литературные произведения на русском и иностранных языках.

В составлении библиографии и сборе материалов Павлу Федоровичу Беликову помогал еще при жизни сам Н. К. Рерих, с которым Павел Федорович находился в переписке, а после смерти художника — его сыновья: известный востоковед Юрий Николаевич и Святослав Николаевич, талантливый художник, возвратившийся на Родину в 1957 году и привезший в дар Стране Советов большое количество завещанных отцом картин. Сам Рерих так и не успел вернуться на Родину. Он умер в 1947 году, когда уже все было подготовлено к переезду в Советский Союз.

В чем же ценность и новизна вышедшей книги о Рерихе, написанной П. Ф. Беликовым в соавторстве с 3. Князевой (ленинградским искусствоведом)?

О Рерихе, особенно о заграничном периоде его жизни, сложилось много легенд, широко бытовали самые неправдоподобные выдумки из-за малой изученности его биографии, в то время как интерес к художнику и его жизни был велик. Оказавшиеся в руках П. Ф. Беликова неизвестные доныне материалы позволили ему в плане художественной биографии восстановить достоверно-точную летопись жизни этого большого человека. В отличие от многих жизнеописаний, автору этой книги удалось избежать беллетризации и внешних приукрашиваний. Книга отличается богатым документальным материалом, но не лишена и многих художественных достоинств. Она глубоко раскрывает талантливую и недюжинную личность Рериха.

Но художественная биография, как и всякий жанр. имеет свои границы, поэтому вполне естественно, что большое количество интереснейшего материала туда не вошло.

Сейчас Павел Федорович полон новых творческих замыслов: к юбилею Рериха, который будет отмечаться в сентябре 1974 года, по его инициативе и при его учас­тии Институтом истории и теории изобразительных искусств Академии художеств СССР готовится большой однотомник о Рерихе. Скоро выйдут в свет публикации произведений Рериха-писателя в научном сборнике ИМЛИ им М. Горького («Контекст»). Зреет намерение написать статью на тему «Рерих и Эстония . Художник не раз бывал в наших краях, его картины: «За морями земли великие», «Старый король» и др. написаны в Эстонии или вдохновлены ею.

Есть у исследователя задумка — привлечь к исследованию молодых. «Хорошо чувствовать и знать, что эстафета передана. Рерихом должны заниматься люди разных специальностей: археологи, востоковеды, искусствоведы, философы, этнографы и т. д.». Размечтавшись, Павел Федорович добавляет: «Давно собираемся с женой побывать на Алтае, полюбоваться живыми картинами Рериха, ведь он тоже их там писал. А вот в космосе вряд ли уже побываю. — а сам улыбается, — жалко, при разговоре космонавт Виталий Иванович Севастьянов сказал мне, что, встречая на космическом корабле восход солнца, он записал в бортжурнал: Рерих в натуре». Так бы хотелось увидеть это великолепие самому!».

 

Н. НАДТОЧИЙ.
Газета «Вечерний Таллин» 18 ноября 1972 г.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

дата публикации: