«... меня вряд ли можно назвать автором или переводчиком.
Я беру прозаический текст на русском, или […] на английском и пересказываю его своими словами. Так что звать меня наверное надо пересказчик .»

Игорь Бугаев

(из комментария автора публикации

Содержание первой части

Путь суфия

Интеллект и истинное восприятие

Как далеко ты дошел

Совы и царский сокол

Другое измерение

Продвигаясь путем опыта

Пробуждение

Два тростника

Он был именно там

Работа

Путь

Книга

Эта задача

Кем я буду

Форма и смысл

Как много в мире разных слов!

Все формы исчезают без следа

Трудов своих на миг не прерывая

Духовное рожденье – мука

Узрев причин вторичных проявленье

Пределы форм преодолей

Сказал Пророк: “На форму посмотри

Знание

Свет или тьма наполнила твой дом

Разумный – сердцем результат предвосхищает

В искусстве постижения названий

Слуги и дом

Не выковать хороший меч

Попробуй отлучиться от груди!

Два вида разума

Неся на голове корзину хлеба

Не стоит ложным полагать

Науки светоч

Пробуждение

Кто не способен ощутить Любовь живую

Ни в чем не знает постоянства нафс

Путь суфия

Тексты Руми из книги Идрис Шаха

Интеллект и истинное восприятие

Лишь тени Истины познать способен интеллект.

Но как сравниться может тень и солнца яркий свет?

Как далеко ты дошел

Ты глиной был, песчинкою, скалою.

Потом растеньем был - травинкою, кустом.

Жуком и рыбой, птицей и змеёю,

Животным был – и тигром и кротом.

Года, века, тысячелетья, эры…

Куда ты шел - не знал, но был в пути.

Теперь ты человек. Обрел сознанье, веру,

Чтоб дальше сквозь миры осознанно идти.

Совы и царский сокол

В развалинах, где обитали совы,

На стену опустился царский сокол.

Перепугались совы. Но сказал он:

- Вам это место кажется прекрасным,

Но место сокола – запястие царя.

Что видит сокол, совам недоступно.

Глаза у них устроены иначе.

Поэтому кричат они друг другу:

– Не верьте! Хочет хитростью, обманом

Он дом присвоить наш! Слепые совы…

Другое измерение

Мир скрытый имеет свои облака,

Свои дожди и луга.

Иного порядка его небеса,

Солнечный свет и снега.

Но явится все это только тем,

Кто, не страшась пути,

Видимый мир не считая “Всем”,

Зренье смогли обрести.

Продвигаясь путем опыта

Возвышенная Истина

ведет нас за собой

Сквозь боль, сквозь горе и сквозь страх,

сквозь холод и сквозь зной,

Сквозь бренность тела и богатств,

чтоб исподволь в пути

Зерно, что мы в себе несем,

могло бы прорости.

Пробуждение

Считают, что того, кто впал в экстаз,

Будить нельзя. Но это состоянье

И вредным может оказаться для сознанья,

А пробуждение полезным может быть.

Здесь важно - кто берется разбудить:

Когда в его сознаньи ярче свет,

То будет польза. А иначе – вред.

Два тростника

Одной напоены водой

Два тростника. Один – пустой.

Но кто ответит, почему

Родился сахарным другой?

Он был именно там

Крест испытал я и христиан,

до самых глубин дошел.

Тщетно искал. На кресте его нет.

Там я его не нашел.

В храме индусском я побывал,

в пагоде древней искал.

В них я опять не нашел и следа.

Вновь не туда попал.

В плато Герата и Кандахар

вглядывался в упор.

Нет его здесь ни в долинах рек,

ни на вершинах гор.

Без колебаний путь проложил

К пику мифической Каф.

Там на вершине видел гнездо

сказочной птицы Анка.

В Мекку добрался, в Каабе искал.

Не было там его.

У Авиценны спросил, но о нем

философ не знал ничего.

В сердце свое обратил я взор.

Тут только понял сам:

Места другого нет для него.

Он был именно там.

Работа

То, чем мы заняты привычно, нельзя работою назвать.

Работа в сердце происходит. Извне ее не увидать.

Так долго ли, подобно детям в пустой песочнице земли,

Огрызки, камни подбирая, копаться будем мы в пыли?

Пора песочницу оставить и устремиться в небеса.

Вина чудесного отведать и звезд услышать голоса.

Путь

Размечен путь меж пропастей и скал.

С пути свернул – и ты погиб, пропал.

А знаки путевые повредил –

Нарушил путь, и сам злодеем стал.

Книга

Как подушкой, книгой наставлений

Пользоваться можно, хоть она

Предназначена тебе дать направленье

К знанию,

а вовсе не для сна.

Эта задача

У каждого есть долг, есть главная задача.

Заняться можно сотней нужных дел,

Заполнив ими время до предела.

Но, если главную задачу позабыть

За срочными и важными делами,

То попусту растратишь жизнь свою.

Кем я буду

Я прорастал, подобно зелени весенней,

Форм сорок сороков я испытал.

Я умер в царстве минералов - стал растеньем.

Растеньем умерев, животным стал.

Покинул царство их - и человек теперь я.

Зачем страшиться, что опять умру?

Я в следующий раз расправлю перья

И крылья белые, как ангел, разверну.

И выше ангелов, куда воображенье

Еще не может ваше долетать,

Я вознесусь.

Пределов восхожденья

Не существует.

Тем я должен стать.

Форма и смысл

* * *

Как много в мире разных слов!

Но смысл всех слов один всегда.

Когда сосуды разобьешь,

– одна и та же в них вода.

Руми

* * *

Все формы исчезают без следа.

Мир Смысла лишь присутствует всегда.

Ты очертаньями сосуда зачарован,

Но где ж источник? Где сама вода?

Любуясь формой, смысла не познать.

Сумей из раковин жемчужину достать!

Руми

* * *

Трудов своих на миг не прерывая,

взбивает море пену неустанно.

Как можно, вечно пену наблюдая,

не замечать за нею океана?

Руми

* * *

Духовное рожденье – мука,

но формы скорлупу пробей,

И клад Единства сокровенный

тебе откроется за ней.

Руми

* * *

Узрев причин вторичных проявленье,

Мнят люди: “Вот исток всех превращений”.

А то, что это только покрывало,

Святые постигают в откровенье.

Руми

* * *

Пределы форм преодолей,

Оковы ярлыков разбей,

И от названий и имен

В Мир Смысла вознестись сумей!

Руми

* * *

Сказал Пророк: “На форму посмотри

Земли и Неба.

Пусть же эта форма

Тебя приблизит к постиженью смысла

Взгляни, как Колесо небес меняет

Все в мире:

– летний зной оно несет

Дождям на смену, а затем приносит зиму.

Ты видишь – так проходят Времена…

Меняются они, и занимают

Им Мудростью назначенное место.

Подумай сам: – Как эти облака,

Душой не наделенные,

узнают,

Когда и где дождями им пролиться?

Смотри внимательнее! На твоих глазах

Земля растения питает, создавая

Из одного – десятки.

Это Он

За всем стоит и действует во всем.

Узри его чрез этот мир!

И от него

Прибытка ожидай и пополненья.

Как телу твоему благодаря,

Смысл человеческой реальности приходит

К тебе,

так через эту форму мира

Пускай же смысл его тебя пополнит ”.

Руми

Знание

* * *

Свет или тьма наполнила твой дом,

зависит лишь от твоего окна.

Хотя б восток и запад – все кругом

своим сияньем залила луна.

Руми

* * *

Разумный – сердцем результат предвосхищает.

Лишенный знания – только в конце пути

Те результаты с удивленьем открывает

Руми

* * *

В искусстве постижения названий

Всех впереди глупец, но смысла не поймет…

В мирах иных должны быть корни знаний.

Ветвь каждая к своим корням ведет.

За океан тебя сумеет отнести

Та птица, что его пересекает:

И знание к Нему способно привести,

Лишь то, что от Него проистекает.

Руми

Слуги и дом

Стоит большой красивый дом.

Там слуг полным-полно.

Но не живет хозяин в нем,

Уехал он давно.

Кто нанимал их и зачем

Давно успев забыть,

Не помнят слуги, как и кем

Должны они служить.

Вершат светила в небе круг.

Прошло немало лет.

Сменились поколенья слуг.

Хозяина все нет…

Из новых слуг никто его

Не видел никогда.

Но в доме свет есть и тепло,

Есть пища и вода.

Считают «чудом» все такой

Запас на много лет.

А там, где чудо, никакой

Ответственности нет.

Не ведая, что за окном

Огромный мир лежит,

Решили слуги, что весь дом

Лишь им принадлежит.

А как служить в таком дому,

И как им управлять

Не знают слуги. Потому

Хотели дом продать.

Но и продать не знают как.

А все твердят о том,

Что у «владельцев» нет бумаг

О праве их на дом.

Каких бумаг купцы хотят,

О чем тут речь идет?…

Меж тем бумаги все лежат

В покоях у господ.

Хозяин, покидая дом

На много-много лет,

Для слуг инструкций целый том

Оставил на столе.

В них все подробно, ясно. Но,

Хозяйский тот покой

Все слуги вот уже давно

Обходят стороной.

Легенды, правда, говорят:

В далекие года

Жил чей-то сумасшедший брат,

Что их читал тогда.

Потом хозяйский кабинет

Священным назван был.

С тех пор в покои хода нет.

Никто и не ходил.

Научно кто-то доказал:

Тех комнат вовсе нет.

И украшением назвал

Дверь, что была в стене …

Вот так стоит прекрасный дом

С толпою праздных слуг.

А кто хозяин? Так о том

Забыли все вокруг.

История, которую часто использовал

Ал – Холладж

* * *

Не выковать хороший меч

без подходящего железа.

Как непригодных ни учи,

все ж остаются бесполезны.

Один и тот же теплый дождь,

что сыплет туча с высоты,

Растит колючки на болоте,

в саду - прекрасные цветы.

Саади

* * *

Попробуй отлучиться от груди!

Вот суть того, что должен я сказать тебе. Расти!

От жизни в чреве, где тебя питает кровь,

На молоко грудное перейди.

Ребенком став, отведай пищи твердой,

Стань мудрости искателем в Пути.

Охотником за ускользающей добычей…

Подумай, каково с зародышем вести

Беседу.

Можешь ты сказать ему:

– Снаружи

Огромный сложный мир.

Не обойти

Его садов, полей, долин, нагорий…

Там ночью – в небе тысячи светил,

А днем краса друзей на празднике любови.

Ты спросишь, почему сидит он взаперти,

В кромешной темноте с закрытыми глазами.

Ответ его тебе могу я привести:

Не существует никаких «других миров».

Я знаю только то, что испытал.

А ты, должно быть, просто нездоров;

Страдать галлюцинациями стал.

Руми

Два вида разума

Ты можешь разум получить, как ученик:

Беседуя с учителем, из книг,

Осваивая и запоминая

Идей новейших и наук язык.

В заучивании и размышленьях

Твой частный разум может стать велик.

Возвыситься он может над другими,

Но тяжек груз того, что ты постиг.

Ты должен стать хранящею скрижалью,

Раскапывая знания тайник.

Другой вид разума – вселенский разум –

Дарует Бог, когда наступит Миг.

К источнику в средоточенье духа

Ты доступ обретаешь напрямик.

И не заилится живой источник знаний,

Который в сердце у тебя возник.

Пускай извне ручей песком засыпан,

В саду бьет ключ, что оросит цветник.

Твой частный разум как источник внешний.

Он может быть бессилен, как арык,

Когда скала, упав, его запрудит.

Внутри себя ищи живой родник!

Руми

* * *

Неся на голове корзину хлеба,

Ты корки просишь у чужих дверей.

Приди в себя! Забудь чужие двери,

И в двери сердца постучи скорей!

Но ты себя не сознаешь. В ручье по пояс

Прохожим ты кричишь: « Воды! Воды налей!»

Руми

* * *

Не стоит ложным полагать,

То, что не в силах ты понять.

Ал – Газали.

* * *

Науки светоч!

В области своей

Ты в тайны сокровенные проник,

Познал ты свойства множества вещей,

Широкого признанья ты достиг,

Найдя простые и изящные решенья

Проблем,

что не имеют отношенья

Ни к жизни нашей, ни к твоей судьбе…

Но что ты знаешь о самом себе?

Руми

Пробуждение

* * *

Кто не способен ощутить Любовь живую,

Как зов реки в песках, где жаром все пылает;

Тот, кто не пьет зарю, как воду ключевую;

Кто, словно трапезу вечернюю, закат

Вкусить не может;

кто меняться не желает –

Пусть спят.

Любовь превыше богословских поучений

С их старыми уловками и ложью.

Те, кто ещё надеются, что можно

Развить свой разум в этом окруженье

Пусть спят.

Я стер все доводы рассудка без следа,

Завесы эти я порвал в клочки,

И вышвырнул.

А если ты не в силах

Нагим остаться, завернись тогда

В изящные одежды слов красивых –

И спи…

Руми.

* * *

Ни в чем не знает постоянства нафс[1].

Он вечно реагирует на мненья,

Капризен он и в деле и в словах.

Упорством никаким не обладая,

Не может завершить он начинаний,

Всегда разделываясь с ними второпях.

Его движенья произвольны, ненадежны.

Исполнить он спешит свои желанья,

И опрометчивым бывает очень часто.

Он неустойчив, как на склоне шар.

Не в состоянии на месте удержаться –

Всегда в движенье…

Лишь терпенье помогает,

Его капризы постепенно ослабляя,

Непостоянство нафса обуздать.

Кашани



[1] Нафс – «Я», самость, эго, инстинктивно животная душа.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

дата публикации: