«...
меня вряд ли можно назвать автором или
переводчиком.
Я
беру прозаический текст на русском, или
[…] на
английском и пересказываю его своими
словами. Так что звать меня наверное надо
пересказчик .»
Игорь Бугаев
(из комментария автора публикации
Интеллект и истинное восприятие
Трудов своих на миг не прерывая
Узрев причин вторичных проявленье
Сказал Пророк: “На форму посмотри
Свет или тьма наполнила твой дом
Разумный – сердцем результат предвосхищает
В искусстве постижения названий
Кто не способен ощутить Любовь живую
Ни в чем не знает постоянства нафс
Путь суфия
Тексты Руми из книги Идрис Шаха
Интеллект и истинное восприятие
Лишь тени Истины познать способен интеллект.
Но как сравниться может тень и солнца яркий свет?
Как далеко ты дошел
Ты глиной был, песчинкою, скалою.
Потом растеньем был - травинкою, кустом.
Жуком и рыбой, птицей и змеёю,
Животным был – и тигром и кротом.
Года, века, тысячелетья, эры…
Куда ты шел - не знал, но был в пути.
Теперь ты человек. Обрел сознанье, веру,
Чтоб дальше сквозь миры осознанно идти.
Совы и царский сокол
В развалинах, где обитали совы,
На стену опустился царский сокол.
Перепугались совы. Но сказал он:
- Вам это место кажется прекрасным,
Но место сокола – запястие царя.
Что видит сокол, совам недоступно.
Глаза у них устроены иначе.
Поэтому кричат они друг другу:
– Не верьте! Хочет хитростью, обманом
Он дом присвоить наш! Слепые совы…
Другое измерение
Мир скрытый имеет свои облака,
Свои дожди и луга.
Иного порядка его небеса,
Солнечный свет и снега.
Но явится все это только тем,
Кто, не страшась пути,
Видимый мир не считая “Всем”,
Зренье смогли обрести.
Продвигаясь путем опыта
Возвышенная Истина
ведет нас за собой
Сквозь боль, сквозь горе и сквозь страх,
сквозь холод и сквозь зной,
Сквозь бренность тела и богатств,
чтоб исподволь в пути
Зерно, что мы в себе несем,
Пробуждение
Считают, что того, кто впал в экстаз,
Будить нельзя. Но это состоянье
И вредным может оказаться для сознанья,
А пробуждение полезным может быть.
Здесь важно - кто берется разбудить:
Когда в его сознаньи ярче свет,
То будет польза. А иначе – вред.
Два тростника
Одной напоены водой
Два тростника. Один – пустой.
Но кто ответит, почему
Родился сахарным другой?
Он был именно там
Крест испытал я и христиан,
до самых глубин дошел.
Тщетно искал. На кресте его нет.
Там я его не нашел.
В храме индусском я побывал,
в пагоде древней искал.
В них я опять не нашел и следа.
Вновь не туда попал.
В плато Герата и Кандахар
вглядывался в упор.
Нет его здесь ни в долинах рек,
ни на вершинах гор.
Без колебаний путь проложил
К пику мифической Каф.
Там на вершине видел гнездо
сказочной птицы Анка.
В Мекку добрался, в Каабе искал.
Не было там его.
У Авиценны спросил, но о нем
философ не знал ничего.
В сердце свое обратил я взор.
Тут только понял сам:
Места другого нет для него.
Он был именно там.
Работа
То, чем мы заняты привычно, нельзя работою назвать.
Работа в сердце происходит. Извне ее не увидать.
Так долго ли, подобно детям в пустой песочнице земли,
Огрызки, камни подбирая, копаться будем мы в пыли?
Пора песочницу оставить и устремиться в небеса.
Вина чудесного отведать и звезд услышать голоса.
Путь
Размечен путь меж пропастей и скал.
С пути свернул – и ты погиб, пропал.
А знаки путевые повредил –
Нарушил путь, и сам злодеем стал.
Книга
Как подушкой, книгой наставлений
Пользоваться можно, хоть она
Предназначена тебе дать направленье
К знанию,
а вовсе не для сна.
Эта задача
У каждого есть долг, есть главная задача.
Заняться можно сотней нужных дел,
Заполнив ими время до предела.
Но, если главную задачу позабыть
За срочными и важными делами,
То попусту растратишь жизнь свою.
Кем я буду
Я прорастал, подобно зелени весенней,
Форм сорок сороков я испытал.
Я умер в царстве минералов - стал растеньем.
Растеньем умерев, животным стал.
Покинул царство их - и человек теперь я.
Зачем страшиться, что опять умру?
Я в следующий раз расправлю перья
И крылья белые, как ангел, разверну.
И выше ангелов, куда воображенье
Еще не может ваше долетать,
Я вознесусь.
Пределов восхожденья
Не существует.
Тем я должен стать.
Форма и смысл
* * *
Как много в мире разных слов!
Но смысл всех слов один всегда.
Когда сосуды разобьешь,
– одна и та же в них вода.
Руми
* * *
Все формы исчезают без следа.
Мир Смысла лишь присутствует всегда.
Ты очертаньями сосуда зачарован,
Но где ж источник? Где сама вода?
Любуясь формой, смысла не познать.
Сумей из раковин жемчужину достать!
Руми
* * *
Трудов своих на миг не прерывая,
взбивает море пену неустанно.
Как можно, вечно пену наблюдая,
не замечать за нею океана?
Руми
* * *
Духовное рожденье – мука,
но формы скорлупу пробей,
И клад Единства сокровенный
тебе откроется за ней.
Руми
* * *
Узрев причин вторичных проявленье,
Мнят люди: “Вот исток всех превращений”.
А то, что это только покрывало,
Святые постигают в откровенье.
Руми
* * *
Пределы форм преодолей,
Оковы ярлыков разбей,
И от названий и имен
В Мир Смысла вознестись сумей!
Руми
* * *
Сказал Пророк: “На форму посмотри
Земли и Неба.
Пусть же эта форма
Тебя приблизит к постиженью смысла
Взгляни, как Колесо небес меняет
Все в мире:
– летний зной оно несет
Дождям на смену, а затем приносит зиму.
Ты видишь – так проходят Времена…
Меняются они, и занимают
Им Мудростью назначенное место.
Подумай сам: – Как эти облака,
Душой не наделенные,
узнают,
Когда и где дождями им пролиться?
Смотри внимательнее! На твоих глазах
Земля растения питает, создавая
Из одного – десятки.
Это Он
За всем стоит и действует во всем.
Узри его чрез этот мир!
И от него
Прибытка ожидай и пополненья.
Как телу твоему благодаря,
Смысл человеческой реальности приходит
К тебе,
так через эту форму мира
Пускай же смысл его тебя пополнит ”.
Руми
Знание
* * *
Свет или тьма наполнила твой дом,
зависит лишь от твоего окна.
Хотя б восток и запад – все кругом
своим сияньем залила луна.
Руми
* * *
Разумный – сердцем результат предвосхищает.
Лишенный знания – только в конце пути
Те результаты с удивленьем открывает
Руми
* * *
В искусстве постижения названий
Всех впереди глупец, но смысла не поймет…
В мирах иных должны быть корни знаний.
Ветвь каждая к своим корням ведет.
За океан тебя сумеет отнести
Та птица, что его пересекает:
И знание к Нему способно привести,
Лишь то, что от Него проистекает.
Руми
Слуги и дом
Стоит большой красивый дом.
Там слуг полным-полно.
Но не живет хозяин в нем,
Уехал он давно.
Кто нанимал их и зачем
Давно успев забыть,
Не помнят слуги, как и кем
Должны они служить.
Вершат светила в небе круг.
Прошло немало лет.
Сменились поколенья слуг.
Хозяина все нет…
Из новых слуг никто его
Не видел никогда.
Но в доме свет есть и тепло,
Есть пища и вода.
Считают «чудом» все такой
Запас на много лет.
А там, где чудо, никакой
Ответственности нет.
Не ведая, что за окном
Огромный мир лежит,
Решили слуги, что весь дом
Лишь им принадлежит.
А как служить в таком дому,
И как им управлять
Не знают слуги. Потому
Хотели дом продать.
Но и продать не знают как.
А все твердят о том,
Что у «владельцев» нет бумаг
О праве их на дом.
Каких бумаг купцы хотят,
О чем тут речь идет?…
Меж тем бумаги все лежат
В покоях у господ.
Хозяин, покидая дом
На много-много лет,
Для слуг инструкций целый том
Оставил на столе.
В них все подробно, ясно. Но,
Хозяйский тот покой
Все слуги вот уже давно
Обходят стороной.
Легенды, правда, говорят:
В далекие года
Жил чей-то сумасшедший брат,
Что их читал тогда.
Потом хозяйский кабинет
Священным назван был.
С тех пор в покои хода нет.
Никто и не ходил.
Научно кто-то доказал:
Тех комнат вовсе нет.
И украшением назвал
Дверь, что была в стене …
Вот так стоит прекрасный дом
С толпою праздных слуг.
А кто хозяин? Так о том
Забыли все вокруг.
История, которую часто использовал
Ал – Холладж
* * *
Не выковать хороший меч
без подходящего железа.
Как непригодных ни учи,
все ж остаются бесполезны.
Один и тот же теплый дождь,
что сыплет туча с высоты,
Растит колючки на болоте,
в саду - прекрасные цветы.
Саади
* * *
Попробуй отлучиться от груди!
Вот суть того, что должен я сказать тебе. Расти!
От жизни в чреве, где тебя питает кровь,
На молоко грудное перейди.
Ребенком став, отведай пищи твердой,
Стань мудрости искателем в Пути.
Охотником за ускользающей добычей…
Подумай, каково с зародышем вести
Беседу.
Можешь ты сказать ему:
– Снаружи
Огромный сложный мир.
Не обойти
Его садов, полей, долин, нагорий…
Там ночью – в небе тысячи светил,
А днем краса друзей на празднике любови.
Ты спросишь, почему сидит он взаперти,
В кромешной темноте с закрытыми глазами.
Ответ его тебе могу я привести:
Не существует никаких «других миров».
Я знаю только то, что испытал.
А ты, должно быть, просто нездоров;
Страдать галлюцинациями стал.
Руми
Два вида разума
Ты можешь разум получить, как ученик:
Беседуя с учителем, из книг,
Осваивая и запоминая
Идей новейших и наук язык.
В заучивании и размышленьях
Твой частный разум может стать велик.
Возвыситься он может над другими,
Но тяжек груз того, что ты постиг.
Ты должен стать хранящею скрижалью,
Раскапывая знания тайник.
Другой вид разума – вселенский разум –
Дарует Бог, когда наступит Миг.
К источнику в средоточенье духа
Ты доступ обретаешь напрямик.
И не заилится живой источник знаний,
Который в сердце у тебя возник.
Пускай извне ручей песком засыпан,
В саду бьет ключ, что оросит цветник.
Твой частный разум как источник внешний.
Он может быть бессилен, как арык,
Когда скала, упав, его запрудит.
Внутри себя ищи живой родник!
Руми
* * *
Неся на голове корзину хлеба,
Ты корки просишь у чужих дверей.
Приди в себя! Забудь чужие двери,
И в двери сердца постучи скорей!
Но ты себя не сознаешь. В ручье по пояс
Прохожим ты кричишь: « Воды! Воды налей!»
Руми
* * *
Не стоит ложным полагать,
То, что не в силах ты понять.
Ал – Газали.
* * *
Науки светоч!
В области своей
Ты в тайны сокровенные проник,
Познал ты свойства множества вещей,
Широкого признанья ты достиг,
Найдя простые и изящные решенья
Проблем,
что не имеют отношенья
Ни к жизни нашей, ни к твоей судьбе…
Но что ты знаешь о самом себе?
Руми
Пробуждение
* * *
Кто не способен ощутить Любовь живую,
Как зов реки в песках, где жаром все пылает;
Тот, кто не пьет зарю, как воду ключевую;
Кто, словно трапезу вечернюю, закат
Вкусить не может;
кто меняться не желает –
Пусть спят.
Любовь превыше богословских поучений
С их старыми уловками и ложью.
Те, кто ещё надеются, что можно
Развить свой разум в этом окруженье
–
Пусть спят.
Я стер все доводы рассудка без следа,
И вышвырнул.
А если ты не в силах
Нагим остаться, завернись тогда
В изящные одежды слов красивых –
И спи…
Руми.
* * *
Ни в чем не знает постоянства нафс[1].
Капризен он и в деле и в словах.
Упорством никаким не обладая,
Не может завершить он начинаний,
Всегда разделываясь с ними второпях.
Его движенья произвольны, ненадежны.
Исполнить он спешит свои желанья,
И опрометчивым бывает очень часто.
Он неустойчив, как на склоне шар.
Не в состоянии на месте удержаться –
Всегда в движенье…
Лишь терпенье помогает,
Его капризы постепенно ослабляя,
Непостоянство нафса обуздать.
Кашани
Ваши комментарии к этой статье
№ дата публикации: