Юрий Федосов

Н.К. Рерих и Православие

Последнее время, как никогда прежде, участились нападки на всё то, что неразрывно связано с Культурой и Духовностью. Для умаления последнего в ход идёт всё - от подлога и клеветы, до фальсификации и использования чужого имени в своекорыстных целях. Не останавливает хулителей ни христианская заповедь, ни здравый смысл, ни человеческая совесть. Печальна участь тех кто поносит явления Света и тех, кто пытается приспособить Свет под или для себя.

Для всех, кто хорошо знаком с творчеством Н.К. Рериха, странно слышать также участившиеся обвинения в религиозном сектантстве и многом другом в адрес философа и художника. Именно философа, в первую очередь, т.к. за каждой картиной этого человека легко угадывается его “религия” - Культура и Творчество.

Истинный учёный, Н.К. Рерих даёт исчерпывающее определение ключевых понятий, на которых утверждается его глубокая вера и дело всей жизни. Культ Света, так предельно кратко и ясно поясняет Николай Константинович значение, заложенное в понятии культура.

Истинный философ он ещё и потому, что, видя язвы человеческого общества, в своих очерках он даёт не менее ясное и доступное всем средство сохранения Мира через сохранение и умножение в мире Красоты. Всё это было бы невозможно без глубокого проникновения в Сокровенную Этику Христианства. На этом пути, Николай Константинович повстречал немало выдающихся личностей, которые, как он сам пишет, благословили его на труд и послали свои заветы.

С детских лет он трепетно связан с человеком, о ком впоследствии отзывался не иначе как о Светоче. Этим человеком был о. Иоанн Кронштадский - духовник семьи Рерихов. « Батюшка завтра придет . При таком сообщении весь дом наполнялся незабываемым торжественным настроением. Значит, что придет о. Иоанн Кронштадтский, будет служить, затем останется к трапезе, и опять произойдет многое необычное, неповторимо замечательное.» - так начинается статья Н.К. Рериха «Светочи», написанная им спустя годы, в 1934 году в Пекине. Каким истинно русским, христианским духом пропитано каждое слово в ней! Ни слова темного отрицания, но глубочайшее утверждение Света Духовности и Красоты. И теперь эти слова проникают глубоко в сердце, несмотря на то, что прошло уже более 50-ти лет как нет с нами рядом того, кто оставил нам в наследство плоды своего бесценного труда. Дар, который невозможно оценить, как невозможно оценить Свет, зажжённый встречами с лучшими сынами России. С теми, кто посветил всю свою жизнь утверждению созидательной веры и молитвы.

Незабываемыми называет Н.К. встречи и с Иерархами Русской Православной Церкви среди которых митрополит киевский Флавиан, митрополит Антоний, митрополит Платон и другие. А вот что пишет Николай Константинович о поре, когда он вынужден был жить вдалеке от Родины: «Моя бытность в Париже одухотворялась еще близостью славного служителя Христова о. Георгия Спасского, одного из последних духовников моих.» Читая такие строки, понимаешь, что главное богатство России - её люди. А сколько силы утверждения в сказанном там же: «Как поразительно начинается акафист Преподобному Сергию: Избранный от Царя Сил Господа Иисуса, данный России Воеводо... .

Воеводы духа, строители жизни, истинные оплоты просвещения всегда живы. »

Живы всегда ибо огонь их сердец горел в сердце Николая Константиновича и горит в сердцах наших. Россия жива и будет жить покуда люди помнят Светочей Земли Русской. И в деле сохранения памяти народной есть немалая лепта Рериха-христианина.

Не по словам (ибо лживы могут быть слова сказанные) и даже не по делам (ибо лукавый делает добро из лукавства и корысти ради), но по устремлению души пристало судить о человеке. Тот, кто всей жизнью своей утвердил заботу о благе людей не может быть сектантом. Н.К. Рерих немало потрудился во благо Православия. Судите сами: непрерывная забота о восстановление традиций древнерусской иконописи и создании целой школы иконописи, а также забота о сохранении храмов икон и предметов старины; роспись Святодуховской церкви в Талашкине; украшение Почаевской лавры; в период с 1894 по 1914 г.г. предпринято около десяти экспедиций по древнейшим городам России, когда своими глазами Рерих-художник мог оценить состояния настенной росписи в храмах; позднее, протест против сталинской «пятилетки безбожия» и варварского уничтожения Храма Христа Спасителя, Спаса на Бору, Симонова монастыря и многое, многое другое. Всё то, что было сделано им, отмечено печатью сохранения, созидания и утверждения труда творческого. Уже только этого с лихвой хватило бы не на одну жизнь. Но этого хватило также и на то, что бы нажить себе немало злопыхателей и врагов.

Будучи мыслителем, Н.К. не мог не поднять Знамя Мира против мракобесия, отрицания и разрушения, т.к. уничтожение памятников - это уничтожение памяти народной. На что способны иваны родства не помнящие мы хорошо знаем. Увы, Пакт, названный именем Рериха, и поддержанный в целом ряде стран, был отвергнут в Советской России (вероятно потому, что там особенно активно разрушались церкви, и памятники культуры за сохранение которых так радел Николай Константинович.)[*]

Картины, статьи, публичные выступления, сама жизнь его - всё зовёт к единению в труде. Он до конца своего земного пути следовал примеру любимого и почитаемого им Преподобного Сергия Радонежского. Кто ещё мог так воспеть в своих полотнах великий труд Подвижника!

Не учение Христа делит людей на “истинных” и “не истинных” христиан. Соглашающихся много, вот только мало принявших учение и приложивших его в жизни, иначе минувшие два тысячелетия истории человечества не были бы так часто написаны кровью.

____________________________

[*] Необходимо особо отметить, что с начала XX-го века Н.К. Рерих активно выступает за сохранение и бережное отношение к святыням, старинным церквям и настенной росписи. Позднее появляется серия статей бьющих тревогу об отношении к духовным ценностям: “Тихие погромы” (1911г.), “Церковь Ильи Пророка в Ярославле” (1912г.) и другие. Позднее, уже в Советские годы атеистического вандализма, Н.К. неустанно протестует против разрушения вместе с храмами памяти народной.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

1 дата публикации: 2000