Сергей Мельников

ТРУД И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

(размышления о труде)

Все мы ещё со школы хорошо помним, что “труд сделал из обезьяны человека”.

А может ли труд помочь человеку на его пути духовного развития, помочь человеку сделать следующий шаг в его эволюции? Конечно, в подобных рассуждениях нелегко избежать некоторого “замасливания масла”, поскольку ни один человек на земле не может прожить без какого-либо труда, без какой-либо работы. Это верно буквально для всех людей, независимо от того, считают они себя путниками на Пути или никогда в жизни не задумывались о таких высоких материях. Тем не менее, поскольку Путь состоит из наших ежедневных самых обычных занятий, то отношение к этим нашим самым обычным занятиям, включает и наше отношение к своему духовному совершенствованию. И почему бы нам не считать, что каждый человек идёт по пути духовного развития, быстро ли, медленно, хочет он этого или нет и даже независимо от того, задумывается ли он об этом?

Деление на труд физический и духовную работу - очень условно. Впору вспомнить старую историю о строителях, когда рабочих на стройке спрашивают, что они делают. Один угрюмо отвечает: “Камню ношу”, а другой, - несущий в точности те же самые камни, - с огоньком в глазах радостно говорит: “Храм строю!”. Два человека из одного и того же труда извлекают разные следствия.

Как тут не вспомнить: “Явление радости в труде тоже есть явление особой формы психической энергии. Труд радостный является успешным в несколько раз”, Знаки Агни Йоги, 572.

Е.И.Рерих говорила о том, что нужно “находить радость в самой скучной рутинной работе, именно, каждый труд приносить на алтарь служения любви”.

Начиная с какого-то момента в жизни для человека устремлённого труд становится необходимостью. В самом широком смысле Космос не знает отдыха, Космос знает только перемену труда. И лучший отдых - это именно смена труда. Начиная с некоторого момента человек устремлённый начинает ощущать праздность как выпадение из единого космического строительства. Недаром на Востоке говорят, что единственный путь верного следования ученика за Учителем есть труд.

По отношению к праздности всегда можно увидеть свет духовности в человеке, пусть даже сам человек про слово “духовность” и не упоминает никогда и не думает про это. Человек просто живёт и честно работает. Потому что иначе не может жить. Таких простых тружеников немало среди внешне самых обычных людей, многие из которых никогда и не задумываются о высоких материях.

Важно качество труда. Именно качество труда, именно хорошо сделанная работа, - любая работа, неважно маленькая, большая ли (да и кто измерит величину труда? для каждого человека своя мера).

Наверняка каждый помнит и знает очень хорошее чувство спокойной радости после честно сделанной работы.

Качественно выполняемый труд есть необходимое условие духовного пути человека (хотя, конечно, не достаточное). В этом, собственно, и состоит роль труда в духовном развитии человека.

Большую роль отводил труду в своей общине и Сергий Радонежский. Преподобный и сам постоянно работал, порою в буквальном смысле добывая себе хлеб своим трудом (помните, как он за миску полугнилого хлеба поправил крыльцо одному из братьев?), был и плотником, и огородником; и братии не давал проводить время в праздности.

В какой-то степени труд является духовной панацеей при выходе человека из сложных обстоятельств, из жизненных неудач и даже бед. Конечно, при этом можно скатиться до циничной надписи на воротах Бухенвальда - “Arbeit macht frei” (“Труд освобождает”). Но это не признак растущей духовности.

Как хорошо звучат слова замечательного латышского поэта Яниса Райниса:

Я знаю слово, что твёрже всех руд:

Коль духом ты надломился в борьбе,

Коль сам себе в тягость, коль оробел,

Тогда лишь поможет тебе труд.

Или слова Хейдока: “Когда жизнь хлещет тебя по обеим щекам, когда мечты твои рушатся, не ищи утешения в бутылке вина, как ищут слабаки. Утешение найдёшь в труде - труд твой спаситель. Твори!”

И достойный выход из жизненных неурядиц, - это восхождение на свою очередную ступеньку, очередное достойное пополнение своей Чаши.

Но при этом во всём должна быть разумность и соизмеримость. Несмотря на то, что до всех своих достижений человек доходит только на пределе своих возможностей, переутомление от неразумно выполняемой работы вредно и не только не ведёт вперёд, но напротив, - отбрасывает назад. Известно, что на отдых и восстановление от переутомления человеку требуется больше времени, нежели на доведший его до такого состояния труд. В этом случае человек просто выпадает из общего труда и подводит людей с ним связанных.

“...Тяжесть работы может быть ощущена, лишь когда силы распределены неправильно. Но, когда соблюдена соизмеримость указа и выполнения, тогда даже сложная работа не может быть непосильна.” , Знаки Агни Йоги, 332.

Когда будете перечитывать Агни Йогу, обратите внимание, сколько параграфов в Учении посвящено труду.

Когда будете перечитывать Библию, Коран, Талмуд, Авесту, Бхагават-Гиту, обратите внимание, сколько хороших и проникновенных слов сказано о труде.

Когда будете читать любую хорошую книгу, то в ней обязательно найдёте слова о необходимости и пользе труда для человека.

“Человек рождён на то, чтобы трудиться. “В поте лица снеси хлеб свой”, - сказал Бог по изгнаньи человека за непослушание из рая, и с тех пор это стало заповедью человеку, и кто уклоняется от труда, тот грешит пред Богом. Всякую работу делай так, как бы её заказал тебе Бог, а не человек. Если бы и не наградил тебя человек здесь - не ропщи; зато больше наградит тебя Бог. Важнее всех работ - работа земледельца. Кто обрабатывает землю, тот больше других угоден Богу. Сей и для себя, сей и для других, сей, хоть бы ты и не надеялся, что пожнёшь сам: пожнут твои дети; скажет спасибо тебе тот, кто воспользуется твоим трудом: вспомянёт имя твоё и помолится о душе твоей. Во всяком случае тебе выгода: всякая молитва у Бога значит. Только трудись с той мыслью, что трудишься для Бога, а не <для> человека, и не смотри ни на какие неудачи, хоть бы всё то, что ты наработал, и пропало, и не уродилось, побито было градом, - не унывай и снова принимайся за работу. Богу не нужно, чтобы ты выработал много денег на этом свете; деньги останутся здесь. Ему нужно, чтобы <ты> не был в праздности и работал. Потому, работая здесь, вырабатывает себе Царствие Небесное, особенно если работает с мыслью, что он работает Богу. Работа - святое дело. Когда делаешь работу, говори в себе: “Господи, помоги!” и за всяким разом говори: “Господи, помилуй!” Заступом ли копнёшь или ударишь топором, говори: “Господи, удостой меня быть в раю с праведниками”. Когда делаешь работу, старайся быть так благочинну в мыслях, как бы ты был в церкви, чтоб от тебя никто не услышал бранного слова, чтобы и грубого не услышал от тебя товарищ; чтобы во взаимной любви всех совершалось дело: тогда работа - святое дело. Такая работа спасает твою душу. Такою работою здесь - заработаешь ты себе Царствие Небесное там. Аминь.”
Н.В.Гоголь. <ТРУД> Собрание сочинений в 9-ти томах. Т.6. Духовная проза; Критика; Публицистика. М: Русская книга, 1994, cтр.385-386.

“Спрашивают, как быть с каждодневной рутиною. Очень боятся её, считают гибелью творчества, думают об унижении достоинства.

Но скажем: признайте в каждодневной работе пранаяму, возвышающую сознание.

Прана нисходит из высших сфер, но каждая работа рождает энергию, которая в сущности своей подобна пространственной энергии. Так знающий существо энергии может тачать сапоги или бить ритм барабана, или собирать плоды. Во всём будет рождена высшая энергия, ибо она рождается из ритма Космоса. Только низкое сознание боится ритма труда и тем создаёт темницу свою. Трудно понимает человечество, что царь и сапожник вполне соизмеримы”, Знаки Агни Йоги, 645.

Владыка! Помоги не пройти мимо труда твоего!

 

Ваши комментарии к этой статье

 

2 дата публикации: 2000