Евгения ГОРСКИ

Бутуз - полиглот

(интервью опубликованное в газете “Молодежь Эстонии”, Суббота 27.01.2001)

- Он понимает четыре языка, в том числе и японский, - говорит мама полуторагодовалого малыша. И это действительно так.

- Ну, что новенького? - как обычно поинтересовалась педиатр.

- Дочка говорить начала, - поделилась радостью мама.

- Да что вы? - не поверила та.

- Мама, - пришла на выручку шестимесячная девочка и показала на родительницу, потом повернулась к бабушке и добавила: - Баба.

Надо сказать, девочка была необычной. Не спалось ей по ночам, и все тут. То есть не только по ночам, но и вообще чуть ли не круглые сутки. Вот и приходилось маме развлекать ее чтением вслух. Читала сказки вперемежку с медицинской литературой - нужно было заканчивать образование. И когда ночью, из последних сил стараясь не заснуть, сбивалась в рассказе о похождениях Ивана-царевича, дочка спешила поправить. По-своему, конечно: произносила что-то вроде у-у и мотала головой - в смысле, “неправильно рассказываешь, мама”. Ну, как тут не заговорить в полгода?

Нынче девочка учится в институте (бессонницей, кстати, уже не страдает), а мама с юмором вспоминает то время… Мне, как любой, наверное, маме, тоже хочется, чтобы сын заговорил пораньше. Но подвиг круглосуточного чтения это как-то очень круто… Да и нереально - спит мой ребенок неплохо.

Зато не так давно довелось услышать и о менее изнурительной методике. По которой не обязательно отказываться от сна для того, чтобы любимое чадо развивалось не по дням, а по часам. Чтобы в полтора года читать умело и понимало три языка, например. В том числе и японский.

Маму этого малыша-полиглота Романа зовут Светлана Окунева. Она - педагог, преподает русский язык как иностранный и английский язык. С Ромой начала заниматься с двух месяцев. Очень хотелось помочь ему научиться учиться (уж простите за тавтологию) как можно раньше. Только вот как это сделать?

Помогла Кая Кару-Эспенберг, основательница и руководительница Центра развития ребенка, появившегося в августе 1999 года. Вообще, Кая воспитывает четверых: старшей - шесть лет, младшему - два года. И еще оканчивает Таллиннский педагогический университет. Ей, конечно, хотелось дать детям по возможности больше. И своим, и детям коллег-знакомых. Книжка за книжкой, добралась она до американца Глена Домана. А потом побывала в его Институте развития потенциала человека в Филадельфии.

Между прочим, институт, где работают господин Доман и его команда, приглашает не педагогов, а именно родителей. Для того, чтобы поделиться своей программой обучения младенцев, основанной на понимании развития детского мозга, которую разрабатывали не одно десятилетие и по которой тысячи родителей помогли своим детям добиться потрясающих результатов.

Кая говорит, что больше всего ее поразил сам процесс обучения. При институте есть школа, где проходят практические занятия. Были там и двухлетние дети, и гимназисты. Каждый день посвящен какой-то теме. Допустим, сегодня читаем и считаем, завтра занимаемся гимнастикой, послезавтра играем на музыкальных инструментах. Но чем бы эти ребята ни занимались, все делают с радостью. Они усваивают новое гораздо быстрее обычных сверстников c, ceaakia, - ХОТЯТ УЧИТЬСЯ.. Сын Каи, приобщившись к этой школе, не стал исключением. Если его зовут учиться, бежит с радостью, а если поиграть - не особенно спешит.

Итак, что же представляет собой система Домана? В наших магазинах сейчас можно купить пять его книг о том, как научить ребенка чтению, математике, как развить интеллект, как дать энциклопедические знания, как сделать его физически совершенным. И, как говорит на первом занятии для родителей Илона Кононова, учитель эстонского языка, которая вместе со Светланой Окуневой руководит русскими группами Центра развития ребенка, чтение, пожалуй, - самое важное. Именно поэтому с него-то и начинают: чем раньше ребенок научится читать, тем раньше сможет получать знания. А ведь чем больше информации он получит в первые пять лет жизни, тем шире его кругозор и возможности в будущем.

Илона рассказывает, как в девять месяцев ее дочь уже по первой строчке текста узнавала книгу и спешила принести маме. Вдохновляет? Меня тоже!

- Да ну, зачем это? - задала риторический вопрос моя бабушка, услышав, что я собираюсь учить читать восьмимесячного Артема. - Всему свое время.

Считается, что если мама и думает так же, то не стоит и начинать. Ребенок чувствует ее настроение, а ведь чтение должно быть в радость обоим. Но если вы решили попробовать, то очень важно соблюсти и второе условие - объем и порядок. Словом, без настроения не начинаем, а начав, занимаемся систематически и постоянно. Иначе малышу будет тяжело.

Прежде всего, нужно подготовить полосы картона размером 10 на 50 сантиметров. На них пишем слова большущими буквами высотой в 7,5 сантиметра. Самым толстым красным маркером. Слова на самые разные темы: члены семьи - папа, мама, имя малыша, имя брата, сестры, и так далее, части тела - голова, нос, уши, игрушки - мячик, мишка, погремушка, транспорт - машина, автобус, троллейбус, мебель - кроватка, стул, стол, домашняя посуда - ложка, бутылочка, кастрюля, продукты питания - каша, творог, яблоко, животные - собака, кошка, лошадка... Когда ребенок хорошо освоит существительные, переходим к прилагательным, к глаголам. Причем их писать лучше в третьем лице: например, прыгает. И во время чтения сразу же показать, как прыгает мама. А там уже на очереди словосочетания, предложения и, наконец, книги.

Сначала урок длится всего пять секунд. Каждую из пяти карточек показывают и проговаривают за одну секунду. Потому как дети восприимчивее нас в десять раз, им этого времени достаточно. И так - три раза в день с перерывами не менее получаса. Каждый раз меняя порядок карточек и следя, чтобы слова, начинающиеся с одной буквы, не шли подряд.

На второй день начинают с этих же пяти карточек, но на втором уроке прибавляется новый набор слов, на третий день - еще один. Таким образом, на пятый день будет пять наборов карточек, от пяти до пятнадцати уроков (столько, сколько успеете), а слов всего двадцать пять. На шестой день из каждого набора убираем по одному слову, добавляем по одному новому. Главный принцип - ребенок должен увидеть каждое слово не менее 15 раз, после чего его можно отложить.

И после каждого занятия человечка нужно обнять, поцеловать, потормошить - показать, как вы его любите. Даже если что-то не очень получается, нужно хвалить так, как будто он делает все правильно, лучше всех на свете. А потом, в течение дня, нужно показывать предметы, названия которых читали, и заострять на них внимание: О, памперс!

Постепенно уроки становятся разнообразнее и насыщеннее. Если ребенку интересно, можно показывать до двухсот и более карточек. А чтобы малыш не заскучал, к неэмоциональной информации по чтению, математике и иностранным языкам добавляют эмоциональную - репродукции картин, изображения цветов, грибов, животных.

И все-таки, как грудные дети учатся читать, например? Те, что постарше, понимают, что слова складываются из букв, а малыши?..

Тут придется поверить, что наш мозг - совершенный механизм, который каким-то образом усваивает эту информацию, - отвечает Светлана Окунева.

- Может быть, это похоже на технику быстрого чтения, когда от чтения по слогам, по словам мы переходим к восприятию текста предложениями, абзацами, страницами.

Мы с моим восьмимесячным старичком поверили. Вот уже неделю занимаемся чтением. И знаете, ему нравится! С первого же занятия смотрел на слова с интересом, а сейчас, увидев те, что уже читал , радуется им, как старым знакомым…

P.S. Если вас интересуют подробности, связаться со Светланой Окуневой можно через редакцию журнала Грани эпохи .

 

Ваши комментарии к этой статье

 

дата публикации: