<< >>

ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ

8. Обеты и клятвы

Теперь, я думаю, следует нам с вами рассмотреть следующую тему, проходящую также через всю книгу и логично вплетенную в основную тему ученик-учитель. Нас подводят к ней осторожно, не сразу, в самом начале еще говорится о безоговорочной преданности учителю, и вот под конец первого тома нам вплетают в нить повествования потихоньку идею обета беспрекословного подчинения ученика учителю.

Первый раз мы с ней сталкиваемся во время событий в Константинополе, при столкновении наших героев с Браццано и его шайкой. Мне кажется, можно здесь сделать небольшое отступление и вспомнить, как все там происходило.

Негодяй Браццано, возжелавший славы, богатства и власти, а также и любви прекрасной Анны, продал свою душу дьяволу и весь погряз в низком колдовстве. Но на защиту своей ученицы и всей ее раздираемой колдовскими чарами семьи приходят учителя и все наши герои. (Можно обратить внимание, что во всех семьях, в которых есть сторонники этих водителей, существует разлад и раскол.) Здесь любопытно то, как с этим низким колдуном справляются наши герои. Во-первых, все плохие плохи от того, что на них действуют вещами с наговором. Жанну даже зомбируют этим. Стоит только другими вещами, как жидкость, порошок, снять наговор и человек становится милым и приятным, трогательно благодарным своим спасителям. Сила учителей проявляется в способности останавливать взглядом, сделать сердечный припадок и, конечно, пользование магическим порошком и жидкостью. Друзья мои, индийские факиры могут больше. Не говоря о том, какими способностями обладает человек, развивший в себе всю силу духа. Не кажется ли вам, что в данном случае нам описывают всего лишь столкновение одних магов с другими, только первых называют колдунами, а вторые, шутя, принимают титул магов.

Попутно вспомним, что через все события проходит и тема волшебных пилюль. У этих учителей почти на все случаи жизни и состояния человеческого организма есть специальные средства, просто чудесного действия. Так соблазнительно иметь такие пилюли! Нам ведь всегда хочется, чтобы все беды нашего плотного тела решались принятием таблетки, которая сделает за нас свою работу. Вы возразите сразу же, так ведь это для слабых и начинающих, это как лечение. Да, возможно, только я не думаю, что это настолько важно, что стоит постоянно акцентировать на этом наше внимание на протяжении всего повествования. Чудодейственные лекарства решают за нас все проблемы! Я все думаю о том, что чистая мысль, негасимая устремленность и осознанный радостных труд ради Общего Блага, когда мы совершенно забываем о себе и тяготах собственного тела, все это дает нам столько сил и здоровья для выполнения наших дел, что по сравнению с этим пилюля лишь бесполезный витамин.

И вот наряду с такими идеями нам преподносят и идею беспрекословного подчинения. И вообще, нет, да упоминается нечто о даваемых обетах.

Анна совершила великий грех, ослушалась из сострадания и любви к своим родным, не сожгла феску своего брата, приняла ухаживания Браццано. Но на самом деле она ослушалась потому, что, желая принять обет целомудрия, впустила в себя чувства страсти, ревности. Поэтому ее отлучают от поездки в Индию в ашрам учителя еще на семь лет. Мы с вами, конечно, тут же вспоминаем, что Агни Йога говорит об упущенных возможностях, о пропущенных сроках. Но это вы так думаете, об этом нигде не говорится, говорится о непослушании! И именно это непослушание причина всех бед всегда. Главная причина – неразумие ученика, плохое воспитание и недисциплинированность, непонимание им высшей целесообразности, он не может знать все, что знает учитель. Как все на грани! Давайте рассуждать.

Быть учеником, идти за Учителем и постоянно спорить с ним, сомневаться в его указаниях совершенно глупо. Никто никогда из истинных, да и просто разумных учителей не примет такого ученика. Доверие учителю первое и важнейшее условие ученичества. Если бы знали все, возмущающиеся против иерархического начала, какая дисциплина послушания царит среди Иерархии Света! Какое послушание проходят истинные ученики Света! И послушание это требуется вовсе не для того, чтобы контролировать ученика в интересах Вел. Учителей, но для того, чтобы ученик мог таким образом вступить на первые ступени, ведущие к пониманию и принятию Космической Воли. Дисциплина есть начало всего знания и всей мощи . (Письмо от 10.10.34 г. в кн. Письма Елены Рерих, том I) Следовательно, первый шаг ученика добровольное признание водительства учителя, сознательное выполнение всех его указаний.

Но здесь есть небольшой нюанс: если мы говорим об истинном Учителе, даже не о Великом, но высоком духе, готовым вести за собой других, то прежде всего надо учесть, что этот Учитель сознательно берет за ученика ответственность, иначе говоря и его карму, ибо все грехи ученика падут и на Учителя. Также и ученик, вступая на путь ученичества, сплетает свою жизнь с жизнью Учителя. Все довольно серьезно, не правда ли? Неужели такие серьезные отношения могут зависеть от того, сдержит ли ученик данный обет беспрекословного послушания? Если вы в своем сердце слиты со своим Учителем, если его дыхание есть ваше дыхание, если между вами такая связь веков, что малейшее движение его глаз передается вам и вы в негасимой любви и преданности радостно следуете за Ним, только тогда имеет смысл ученичество и его условие – послушание Учителю. Но тогда зачем нужен обет? Обет – это клятва, уверение, чтоб уж не сомневался водитель ваш, а при случае он вам это неоднократно и напомнит, что постоянно и происходит в книге «Две жизни». Вы только сравните это великое единение с Учителем, эту нерушимую, истинную связь сердец и обет, налагающий на вас беспрекословное повиновение в любых обстоятельствах(!), даже если вы в сердце своем и не готовы принять приказ.

Точное следование указаниям Учителя, который, действительно, знает и видит гораздо больше и дальше вас, разумно и необходимо. Но Учитель никогда не будет регламентировать все ваши поступки, только в самых серьезных случаях, когда ваша безопасность зависит от этого. Вы обязательно должны оставаться свободны для собственного творческого постижения на пути, ибо только своими ногами и своими руками.

Вы снова можете мне возразить и станете говорить, что каждое невыполнение указаний героями книги влекло массу проблем и т.п. Но ведь никогда истинный учитель не будет вести ученика на пути в таких бессмысленных условиях, как разветвленная, да еще и подпольная, организация! Это просто не может быть! Ни один Учитель не станет скрупулезно и шаг за шагом выстраивать вашу жизнь! Вы обязательно должны быть свободны и сами решать свои жизненные проблемы, иначе какой смысл вообще? Здесь же наши герои участники разветвленной организации, строго выполняющие все указания и приказания, вся их жизнь подчинена и регламентирована этой организацией. Вспомните фразу капитана при приближении лодки с Хавой на ее борту к их пароходу: «Хава точна. Сэр Уоми воспитал ее хорошо». А вспомните фразу Левушки в разговоре в леди Бердран в третьем томе: “ И шел я к нему совсем иным способом, чем Вы. Вы своим беспрекословным повиновением, когда Вы делали вещи, по Вашим пониманиям чудовищные, но делали их только потому, что “так приказал доктор И.”, (курсив мой) - Вы нашли то самообладание, которое уже ввело Вас в первый, самый трудный шаг пути, о котором я говорю.” Как можно пропускать такое в тексте и не задумываться над тем, что же читаем? Очередное смешение понятий дает нам этот клубок постоянных противоречий.

Разве может сравниться с истинной сердечной связью любой даваемый обет, когда посыл Учителя естественным образом отзывается в вашем сердце? Эту связь и эту преданность не разорвать ни при каких обстоятельствах! А зачем нужен обет? Что он представляет из себя? В начале второго тома, события происходят в Лондоне, где Флорентиец вызвал Дорию для разговора. Как он ее вызвал: «Дория, пройди ко мне сейчас же».

Вот что он ее говорит:

« - Садись, Дория. Ты просила меня помочь тебе. Ты сама знаешь, как радостно, как много Ананда для тебя сделал и как ты, дав обет беспристрастия и отказа от зависти, увязла в чувстве гречи. Знаешь, как тяжела теперь для тебя жизнь, ставящая тебя все время в положение существа зависимого, второстепенного. На каждом шагу жизнь выбивает из тебя все крючки зависти и ревности».

Какой слог! Как много здесь сказано для думающего человека. Давайте задумаемся и мы. Наш учитель строг и суров, несмотря на то, что автор вплел в его речь якобы несуразности, мы это чувствуем все равно. Например, в чем помочь, не говорится, сами додумаем. Что такое Ананда сделал для нее радостно и так много – что это? Можно додумать, понять, что этими словами нам дают понять, что она была жертвенно облагодетельствована Анандой. А если не додумывать, то читаешь только одно, это напоминание о том, что она перед ними должница, для нее так много сделано. А она неблагодарная и вот потому теперь она зависимое и второстепенное существо. А она не хочет быть второстепенным и зависимым существом! И жизнь ее тяжела от этого. И вот самое интересное – она дала обет беспристрастия и отказа от зависти. Это же просто уникально и потрясающе. Давайте представим, как Дория, выслушав от учителя всю правду о себе, поняла, что вся ее беда в том, что она пристрастна и завистлива, она всем сердцем захотела избавиться от этих качеств. И вот она в каком-то ритуале, или просто в глаза своему учителю говорит: « Никогда! Никогда и ни за что я не буду завидовать больше никому! Я буду совершенно беспристрастна! Честное слово». Да…..

И чего это у нее не получилось быть беспристрастной и все она продолжает завидовать, негодница. За это и находится в положении зависимом и второстепенном, раз увязла в горечи. Дайте волю своему воображению, разве не напоминает все это вам католических монахов, которые дают обеты, мучаются, страдают, но соблюдают их изо всех сил. А как они борются со своей гордыней? Они дают обет беспрекословного послушания, смиряя свою гордыню постоянно, даже подвергаясь наказаниям бичеванием, а то и самобичуют себя. А ближе все же к нашему случаю вспомнить главу иезуитской общины, который строго следит за соблюдением всех установлений общины, он знает по себе, что все хотят властвовать и никто не хочет прислуживать, потому эту непослушную Дорию лучше всего сделать служанкой чистой и преданной Наль. Это небольшая фантазия, но наше воображение ведь всегда отталкивается от каких-то родственных черточек.

Тоже самое выговаривается и Сандре, и вообще второй том обилен на многословные наставления, иной раз занимающие несколько страниц. Но вот наставление Сандре заслуживает нашего внимания.

«Видишь ли, решившись следовать чьим-то указаниям, избрав в другом человеке путь, к которому наиболее тянется сердце, надо быть в гармонии с тем, кого хочешь назвать своим Учителем». Как-то так незаметно оказывается, что мы избираем путь в другом человеке, чтобы следовать его указаниям. Мы вспоминаем из Живой Этики, изберите Учителя себе на земле и всем сердцем устремитесь к нему. Но подождите, этого здесь нет! Здесь есть другое: избери путь в другом человеке и следуй его указаниям. А там ведь еще говорится о радости, и мы всем сердцем хотим видеть только родное и дорогое, то, что говорится об этом в нашем Учении, нашим любимым Великим Учителем. Но все же, давайте читать то, что есть. Здесь говорится о том, что путь в другом человеке и о радостном следовании его указаниям, вспомните все что написано перед этим. Давайте видеть то, что мы видим, а не то, что нам хочется.

Читайте далее: « Жить подле меня и хмурится, вступая в спор с Богом и судьбой, это тратить попусту время и не иметь сил заметить, как льется тебе свет в твое текущее сейчас». Чтоб не хмуриться надо просто улыбнуться, для автора это как дважды два. А как суметь заметить, как льется свет в наше текущее сейчас? И почему такое построение мысли? Ну, давайте напишем так как мы додумываем: не надо хмуриться, радость великая сила, это та вибрация, которая возносит нас к Учителю благодаря созвучию этих энергий, понимая все строение мира, нашего многопланового «Я», его путь из жизни в жизнь, все творчество на этом пути, мы не станем хмуриться там, где есть понимание, мы не снизим нашего накала в устремлении, впав в самостное сожаление. Хотя и до этого ведь тоже надо дойти на пути, а это…. не наставления выслушивать.

Друзья, даже этого в книге нет!! Это вам дозволено додумать, а есть другое – избери путь в другом человеке и следуй его указаниям. И вот как следуй: “…ты брал на себя обет беспрекословного послушания, который казался тебе счастьем, как и жизнь подле меня рисовалась тебе заманчивой мечтой”. Сандра оказался не так хорошо воспитан Флорентийцем как Хава сэром Уоми. Он оказался “…слабее женщины и продолжаешь быть таковым”. Интересно, почему Сандре обет беспрекословного послушания казался счастьем? И почему нас, читающих эту книгу часто это совсем не коробит? Не потому ли, что таким образом наш Сандра, как и мы, понимает, что может снять с себя ответственность за то, что делает? Мы в таком случае можем просто следовать указаниям другого человека, не надо думать, не надо принимать решений, делать каждую минуту выбор, все постигать самому. И водителю такому, между прочим, тоже не надо совестью мучаться, сам дал обет по собственной воле, чего уж теперь-то!

Учитель должен бы выставить вон Сандру за то, что тот непослушен и не радуется как положено, но не делает этого только потому, что в вековом долгу перед ним и этой беседой возвращает этот долг Сандре! Неужели вы все это воспринимаете всерьез?

А далее идет наставление в понимании закона перевоплощения и Кармы. «Пастор отходит от земли ненадолго. Если Алиса сумеет во всем героизме и мужестве сердца проводить его как отца, чтобы принять его же для новой земной жизни как сына, - он вернется скоро в земную жизнь. Если женская сила доброты и любви сумеет возвысится так, чтобы не о себе думать, а из себя приготовить самоотверженное место, где снова воплотиться ее отец, он вернется счастливым на землю и выполнит тот труд, который сейчас сделать не успел. И целый круг жизней, затянутый сейчас тяжелой петлей злых предрассудков (каких, почему?), освободится и развяжется, перейдет в счастье и свет. Если же Алиса не победит эгоистической любви к отцу, будет плакать и цепляться за него, как это делаешь ты, - целая вереница жизней будет обречена ждать новых возможностей, чтобы сочетание кармических связей вновь пришло в гармонию».

Прошу прощения за такое длинное цитирование, и за то, что не удержалась от попутных вопросов, но это того стоит. Какое своеобразное понимание законов Кармы и перевоплощения!! Мы знаем, что эгоистично убиваться по ушедшим с нашего плана, верно, мы притягиваем их к себе, но чтобы это повлияло на карму и ритм воплощения да еще целой вереницы жизней, которые будут «обречены» ждать новых возможностей?

Давайте подумаем о том, что речь идет не об обывателе, безвольное сознание которого может унести с собой любая направленная мысль. Или мысль Алисы и Сандры так могущественна, что способна изменять индивидуальную карму пастора и целой вереницы жизней? По-прежнему возникают вопросы и недоумения. Особенно от того, что тон этого учителя неоднозначно говорит о том, как прекрасно и замечательно все можно устроить для того, чтоб пастор быстренько вернулся назад в плотный мир и как он будет счастлив при этом, снова трудясь под руководством этих учителей. Кроме того, такое скорое воплощение на земле, без необходимого отдыха, естественного развития и изживания всех остальных наших оболочек большой труд и самоотверженность, домыслим, что пастор на это способен, что его труд того стоит. Мы знаем, что Е.П.Блаватская также приняла новое воплощение почти сразу же после ухода с нашего плана. Но ни слова о том, что так любимый ими пастор, наконец, получает освобождение и отдых перед новыми своими свершениями, переходя в мир иной, высший, раз он так жертвенной трудился для других людей. Ни слова не говорится о том, что, покидая этот мир, сбрасывая плотную оболочку, покидая эту долину скорби и слез, он, так много трудившийся в этом мире, устремится в высшие миры, соединится с высшими духовными существами, продолжит трудиться в этих высших мирах.

Что расставание с ним временно, а при таком духовном развитии, которое мы подразумеваем в нем, очень условно, ибо в сердце своем мы всегда рядом со своими любимыми. Что этот плотный мир иллюзорен и условен, что любимый пастор возвращается в свой истинный дом, а, развиваясь, утончаясь и возвышаясь в своих вибрациях, мы соединяем в себе все эти миры и сердцем своим всегда рядом с ним, потому такая гнетущая скорбь говорит, прежде всего, о нашей неразвитости, а, следовательно, и неготовности быть на пути. Тогда вообще о чем идет разговор у этого учителя со своими учениками?

Все это наставление дано Сандре для того: « Чтобы понять навсегда смысл закона беспрекословного повиновения, я дал тебе сейчас возможность провидеть судьбу многих людей»!! Вот почему нам так своеобразно и крайне поверхностно дают понимание этой проблемы. Как ловко к основным космическим законам у нас прибавился новый – беспрекословного послушания. Непослушанием, как-то хмурая физиономия, горе по ушедшему отцу, эти ученики нарушали то, что провидят только эти учителя – Карму и закон перевоплощения. Ну, как тут не склониться перед их мудростью! Простите, друзья, но я считаю, что Флорентиец все же расплатился со своим вековым долгом Сандре совсем за дешево..

Я готова выслушать ваши возражения, что это ведь художественное произведение, здесь не может быть трактатов по таким важным и сложным темам. А выводить из этих недоговоренностей и смешений закон беспрекословного повиновения можно? При чем давать понимание этого аспекта ученичества в столь своеобразном смысле! Отчего такое усиленное внимание одним темам, и такое пренебрежение другими?

Обратим внимание на еще одно наставление в конце второго тома, беседы Флорентийца с Амедеем. Самым интересным здесь является то, как учитель объясняет своему ученику его задачи: « Сейчас ты идешь за мной, так как тебе надо научиться огромному такту, уверенности в себе и умению руководить людьми раньше, чем ты построишь дом и семью для Алисы и тех, кто должен найти приют в вашем доме. Сначала постигни такт, пойми, как нести доброту и милосердие, а потом уже неси их людям». Друзья мои! Ведь здесь все сказано, даже не стоит и комментировать. В том-то и дело, что эти учителя готовят своих учеников руководить людьми!! Потому их и обучают такту, приятности внешних манер, умению переворачивать психику встречного. Зачем просто так нести доброту и милосердие? Ты обучись как. А для чего именно как-то? Чего здесь не ясно? Болен человек, помоги ему получить лечение, голоден – накорми, ищет совета, в меру своих сил проникнись его проблемой. Нет, не для того эта организация существует, чтобы так, за здорово живешь, раздавать доброту и милосердие.

<< >>

 

Ваши комментарии к этой статье

 

дата публикации: